Виды онлайн-обучения

год назад   •   6 минут на прочтение

Автор Никита Коробков

Содержимое страницы

Благодаря гибкости, доступности и удобству, тренд на онлайн-обучение постоянно растет. Однако при таком количестве подходов создателям образовательных продуктов сложно определить, какие из методов стоит использовать при разработке программы. В этой статье мы разберем разные типы e-learning, чтобы вам было проще запустить курс, опираясь на распространенные практики в организации контента, учебного опыта, структуры.

Опыт учеников

От опыта учеников зависят коммерческие результаты онлайн-школы, поскольку это основа эффективного обучения. Он влияет на вовлеченность и мотивацию студентов. На рынке edtech у аудитории есть доступ к разным формам информации. Чтобы выделяться на фоне конкурентов, необходимо проработать персонализированный опыт обучения, который улучшает восприятие, ускоряет развитие навыков, упрощает запоминание информации.

Этот критерий используют для разделения онлайн-обучения на четыре типа: самостоятельное, под руководством инструктора, совместное, один на один.

Самостоятельный вид

Это удобный подход, который позволяет учащимся проходить обучение в своем темпе. Они могут тратить столько времени, сколько им необходимо, не придерживаясь установленного графика. У студентов обычно есть онлайн-доступ к системе управления обучением (LMS), которая содержит уроки, тесты и другие материалы, необходимые для прохождения курса. Они могут заходить на платформу в любое время, чтобы выполнять задания.

Примеры платформ, которые относятся к этому виду: Udemy, Coursera, LinkedIn Learning, Skillshare. В их каталогах — тысячи учебных программ, которые пользователи могут проходить в своем темпе, совмещая учебу с другими делами. Например, Udemy предлагает курсы по разным темам: от программирования до бизнеса и личного развития. Учащиеся могут записаться в любое время и начать занятия, получив пожизненный доступ к материалам.

Под руководством инструктора

Этот вид подразумевает дистанционное обучение в режиме реального времени с преподавателем, который ведет класс или группу учащихся. При таком подходе студенты и инструкторы взаимодействуют друг с другом через платформы для видеоконференций или чаты. Формат похож на традиционное обучение в классе, но с дополнительным преимуществом — учиться можно везде, где есть подключение к интернету. Учащиеся могут задавать вопросы, получать моментальную обратную связь, а преподаватели проводят вовлекают учащихся в дискуссии.

На рынке много решений, которые можно адаптировать под задачи обучения. Примеры платформ, которые используют компании:

  • Zoom: площадка для видеоконференций, которая поддерживает онлайн-совещания, вебинары, виртуальные классы.
  • Google Meet: платформа, где можно общаться и взаимодействовать в режиме реального времени.
  • Blackboard Collaborate: сервис, обеспечивающий среду виртуального класса с инструментами совместной работы.
  • SkillSpace: помимо возможности разместить материалы для самостоятельного изучения, сервис позволяет организовать взаимодействие участников курса.

Этот подход обеспечивает учащимся структурированный процесс, а также позволяет взаимодействовать с однокурсниками и преподавателями. Он подходит тем, кто нуждается в поддержке со стороны кураторов на протяжении всего обучения.

Совместное обучение

Совместное обучение — это подход к образованию, при котором учащиеся работают в группах для выполнения проектов или заданий. Он предполагает взаимодействие, общение, обмен знаниями и идеями.

Примеры edtech проектов, работающих в рамках этого вида:

  • Google Classroom: это бесплатный сервис, который позволяет учителям создавать, управлять, обмениваться заданиями или материалами со своими учениками в онлайн-классе. В нем есть функции, позволяющие студентам взаимодействовать при выполнении заданий, например, создавать общие документы, обсуждения, вести групповые проекты.
  • Edmodo: это социальная обучающая сеть для учителей и учеников. Преподаватели могут создавать группы для своих классов, где они могут обмениваться ресурсами, назначать задания, проводить дискуссии. Учащиеся могут использовать площадку для совместной работы над групповыми проектами и общения с однокурсниками.
  • Padlet: это онлайн-доска, которая позволяет размещать заметки, изображения и видео в пространстве для совместной работы. Она часто используется в образовательных учреждениях для организации групповых проектов, мозговых штурмов и дискуссионных форумов.

Этот подход к образованию лучше вовлекает студентов, побуждает их брать на себя ответственность, развивать критическое мышление и навыки решения проблем.

Один на один

Peer-to-peer обучение иногда относят к совместному обучению, однако в этой модели студентов выступают в роли и учеников, и учителей, по очереди создавая и обмениваясь контентом, предоставляя друг другу обратную связь. Элементы этой системы включают в стандартные курсы для вовлечения, например, назначая пары бадди, которые поддерживают друг друга в достижении целей.

Одним из примеров платформы, использующей модель P2P, является Skillshare, где пользователи могут создавать собственные курсы и делиться ими, а также учиться у других участников. Этот вид дистанционного образования повышает мотивацию, улучшает навыки работы в команде, а также дает возможность изучать разные точки зрения.

Способ получения информации

Метод подачи информации определяет эффективность образовательной программы. От выбора зависит, как ученики взаимодействуют с контентом. Это влияет на мотивацию, вовлеченность, скорость запоминания. Например, некоторые учащиеся лучше реагируют на визуальный или интерактивный контент, а другим легче воспринимать традиционную лекцию.

По этому принципу онлайн обучение делят на:

  • Синхронное, в рамках которого преподаватель и студенты взаимодействуют в реальном времени. Это дистанционная форма, которая предполагает обучение в живом виртуальном классе. Синхронное обучение обычно проводится с помощью сервисов видеоконференций, таких как Zoom или Google Meet, или с помощью учебной платформы, которая предоставляет средства общения, такие как чаты, совместные доски или мгновенный обмен сообщениями.
  • Асинхронное, которое не привязано к времени. При выборе этой формы учащиеся могут получать доступ к материалам курса, таким как заранее записанные видеолекции, задания с автопроверкой, контрольные работы, когда им удобно. Оно не требует взаимодействия между преподавателями и студентами, но все же позволяет получать обратную связь с помощью электронной почты или мессенджеров.
  • Смешанное или гибридное — сочетает элементы как синхронного, так и асинхронного обучения. Такой подход позволяет сочетать виртуальные занятия в классе с самостоятельной работой. Оно может принимать различные формы, в зависимости от потребностей учащихся и характера предмета. В некоторых моделях большая часть занятий проходит онлайн, в других — баланс между разными инструментами более равномерный.

Организация обучения

Еще один важный критерий — это проектирование образовательного процесса. От выбора инструментов, сценариев, способ подачи материала, формы взаимодействия с контентом зависит опыт клиентов. При подготовке курса нужно выстроить единую стратегию по продвижению к целям учеников, чтобы выбрать способы ее достижения. Этот принцип используется для разделения обучающих программ на следующие типы.

Открытые курсы

Это вид рассчитан на массовое участие, поэтому обычно у них открытый доступ. Курсы обычно включают видео уроки, интерактивные задания и другие инструменты для поддержки взаимодействия с сообществом. Программы охватывают разные темы — от бизнеса и технологий до литературы и искусства.

Обычно на площадках есть бесплатные открытые для всех курсы, но в некоторых предлагают платные опции, например, сертификацию или дополнительные функции. Их популярность обусловлена возможностью свободного получить новые знания и навыки — раньше это было недоступно из-за географических или финансовых барьеров.

Примеры: Future Learn, Coursera, edX и другие.

Линейный курс c поддержкой

Если первый вид чаще можно встретить на европейском и американском рынке, то линейные курсы с поддержкой преподавателей или кураторов — это популярная российская практика. Их запускают эксперты или онлайн-университеты. Элементы обучения:

  • Уроки в записи.
  • Вебинары, групповые онлайн-встречи.
  • Домашние задания с проверкой и обратной связью.
  • Тестирования.
  • Чаты.

Обычно они в гибридной форме, то есть, с одной стороны, студенты проходят уроки в любое время, но на сдачу домашних заданий или дипломных работ устанавливаются дедлайны. Некоторые эксперты проводят онлайн-встречи с разбором проектов или обсуждением сложных вопросов.

Размещаются такие курсы на платформах, например, в SkillSpace. Здесь вы можете загружать материалы, создавать домашние задания с автопроверкой, создавать рекламные страницы для продвижения, интегрировать дополнительные сервисы.

Основанное на игре

Один из типов обучения предполагает использование геймификации для преподавания или закрепления знаний. Игровые механики лучше вовлекают не только детей, но и взрослых. Их доля в образовательном процессе может меняться.

Например, некоторые учителя используют Minecraft для преподавания таких предметов, как история, география и физика. Эта видеоигра позволяет пользователям строить и исследовать виртуальные миры, например, учитель истории может использовать Minecraft для воссоздания исторических событий или достопримечательностей, позволяя ученикам познакомиться с историей на практике. Это новая, экспериментальная, но эффективная практика, которая помогает увлечь даже ребенка, который не проявляет интерес к школе.

Отдельные элементы геймификации встречаются и в обычных курсах. Примерами могут быть рейтинги, баллы, ачивки, батлы, игровые тренажеры с заданиями на скорость и т.д.

Адаптивное

Этот вид предполагает персонализированный подход, который использует технологии для адаптации образовательного контента к потребностям и способностям отдельных учащихся. Его цель — улучшение результатов за счет индивидуального учебного опыта, учитывающего их сильные и слабые стороны. Модель работает с использованием алгоритмов и данных для анализа успеваемости студента, персонализированной обратной связи и рекомендаций.

Основные элементы:

  • Оценка: студента оценивают, чтобы определить его знания и навыки в предметной области.
  • Анализ: статистика используются для анализа успеваемости учащегося и определения областей, в которых он нуждается в улучшении.
  • Персонализация: на основе анализа система создает для учащегося персонализированный план обучения.
  • Обратная связь: ученик получает рекомендации на основе результатов своей работы.
  • Отслеживание прогресса: платформа отслеживает прогресс студента и корректирует его план.

Одним из примеров адаптивного дистанционного образования является Khan Academy, которая предлагает персонализированное обучение по математике и естественным наукам.

Микрообучение

Microlearning предполагает дробление темы на небольшие уроки, которые можно пройти за несколько минут. За счет коротки порций информации, студенты лучше усваивают материалы, легко находят время на занятия и не теряют мотивации.

По этому принципу работает одно из наиболее популярных языковых приложений — Duolingo. Оно предлагает микрокурсы, которые состоят из коротких, геймифицированных уроков, рассчитанных на прохождение всего за несколько минут каждый день.

Резюме

При запуске своего обучающего продукта эксперт или предприниматель должен учитывать потребности аудитории, предметную область, распространенные в нише практики. Например, стандартные языковые курсы отходят на второй план, потому что выгоднее заниматься в приложениях. Однако вы можете составить им конкуренцию за счет развернутой обратной связи, которой не хватает при микрообучении.

Разбор видов обучения может помочь вам составить свою стратегию и запустить эффективный курс или edtech проект.

Поделитесь этой статьей или сохраните себе