Эффективные методы дистанционного обучения

год назад   •   10 минут на прочтение

Автор Никита Коробков

Содержимое страницы

Дистанционное обучение — это форма образования, при которой от учеников не требуется физического присутствия. Вместо этого оно позволяет студентам изучать материалы, слушать лекции или участвовать в семинарах вне класса, используя разные технологии, сервисы, платформы.

Некоторые ошибочно приравнивают удаленный формат к онлайну, однако это неверно. Интернет — это один из методов организации наравне с самостоятельным обучением на заочном отделении в вузе. В этой статье разберем, на каких принципах обычно строится процесс, какие типы курсов бывают, какие методы применяются в образовательных программах.

Типы дистанционного обучения

С развитием технологий появилось много разных видов дистанционного образования, у каждого из которых есть свои ограничения и плюсы. От онлайн-курсов до обучения в виртуальной реальности — создателям учебных программ и корпорациям есть из чего выбрать. Разберем наиболее популярные и инновационные виды.

Онлайн-курсы

Это самый распространенный тип дистанционного образования сейчас. Большинство проектов в edtech построены в формате курсов. В них применяются разные подходы, инструменты, методы, типы уроков. Например, это может быть массовое доступное обучение без лимитов по количеству участников, групповые, парные или индивидуальные занятия. Некоторые эксперты или школы используют уроки в записи, другие — вебинары.

Плюсы:

  • Доступность: проходить их может любой, у кого есть доступ в интернет. Студентам не нужно ехать на другой конец города, согласовывать время с преподавателем или подбивать свое расписание.
  • Гибкость: электронная форма позволяет учащимся проходить уроки в своем темпе. Учиться можно в любое время в удобном месте.
  • Разнообразный контент: обычно курсы состоят из серии видеолекций, материалов, тестов, интерактивных занятий, которые проводятся на онлайн-площадке.
  • Цены: обычно этот формат дешевле очных программ, а некоторые курсы бесплатные.
  • Интернационализация: находясь в небольшом городе, можно проходить уроки от топовых экспертов из любой точки на карте.

Минусы:

  • Ограниченное взаимодействие: на первых тарифах может не быть обратной связи, коммуникации с преподавателями и другими учащимися, что затрудняет возможность задать вопросы или оценить свой прогресс.
  • Низкий процент окончания: это обратная сторона гибкости — сохранить мотивацию и закончить курс намного сложнее.
  • Подтверждение: хотя некоторые образовательные программы выдают сертификаты, они могут не признаваться работодателями или учебными заведениями. При выполнении тестов на экзаменах студенты легко могут списать, поэтому не все доверяют таким курсам.

Мобильное обучение

Для изучения некоторых тем используются мобильные приложения. Самые популярные из них — языковые, например, Duolingo, Memrise, Busuu. У части из них есть веб-версии. Их цель — развивать у пользователей языковые навыки с помощью интерактивных упражнений, игр, аудиоуроков.

Второй тип приложений — подготовка к экзаменам или изучение дополнительных материалов к основным курсам. Иногда в них есть готовый контент, но многие позволяют загружать свои данные или настраивать программу под ваш стиль обучения. Пример — викторины, карточки или другие интерактивные инструменты формата Quizlet.

В последнее время развивается направление проработки конкретных навыков. Логика таких приложений схожа с языковыми: они построены на практике, а большая часть контента — это задания. Самые популярные ниши — программирование и дизайн.

На витринах смартфонов можно найти также предметные приложения, которые предназначены для углубленного изучения определенных тем или областей. Это могут быть естественные науки, математика или история. Эти приложения часто включают интерактивные симуляции, видео и тесты и настраиваются с учетом запросов учащихся разного возраста и уровня подготовки.

Мобильное обучение — хороший способ вовлечения учащихся в образовательный контент для формирования новых навыков. С этим инструментом разработчики учебных программ могут охватить широкую аудиторию и предоставить клиентам более персонализированный опыт.

VR/AR

Обучение VR (виртуальная реальность) и AR (дополненная реальность) — это инновационные подходы к образованию, использующие технологии погружения для создания интерактивного опыта. При обучении VR учащиеся надевают очки, которые помещают их в цифровую среду. В ней они могут взаимодействовать с 3D-объектами, изучать симуляторы, проходить разные сценарии, которые трудно или невозможно воспроизвести в физическом мире. В рамках AR студенты используют гарнитуру, которая накладывает цифровую информацию и изображения на окружающий их физический мир, улучшая их понимание реальных ситуаций.

Преимущества этого способа:

  • повышение вовлеченности,
  • улучшение понимания сложных концепций,
  • возможность тренировать навыки в безопасной и контролируемой среде,
  • доступ к опыту, который невозможно воспроизвести вживую из-за расстояния или проблем безопасности.

Главная сложность этой формы — разработка сценариев, потребность в оборудовании и технических знаниях. С финансовой точки зрения VR/AR не настолько доступны, как онлайн-курсы. Однако эти технологии могут изменить подход к образованию, поскольку дают учащимся новые способы обучения.

Microlearning

Microlearning — это подход, при котором учебный материал подается в виде небольших раздробленных модулей. Студенты могут пройти их за короткий отрывок времени — от нескольких секунд до пяти минут. Такие микроблоки разрабатываются под конкретные темы, навыки или задачи. Для разработки используются разные форматы: от простых видео или текстовых уроков до интерактивные заданий, инфографики, подкастов.

Этот тип образования может быть дополнением к традиционным методам или как самостоятельный подход. Он показал свою эффективность в развитии навыков сотрудников на рабочем месте. Одним из главных преимуществ микрообучения является деление сложной информации на более мелкие, более управляемые фрагменты, которые учащимся легче усвоить. Он помогает устранить конкретные пробелы в навыках или знаниях.

Однако у микрообучения есть ограничения. Например, оно хуже работает, когда человеку нужны углубленные знания по теме или новые сложные навыки. Подход требует предварительного планирования и проработки материалов, чтобы модули соответствовали общим целям обучения, обеспечивали единую логику учебного процесса.

Смешанные формы

У каждого типа есть недостатки, которые можно обойти, используя смешанное образование. Комбинация разных способов подачи материала, взаимодействия между преподавателем и учениками, интерактивных и классических инструментов помогает добиться высокого вовлечения. Например, некоторые эксперты запускают онлайн-курсы через платформу SkillSpace, но проводят офлайн-конференции для нетворкинга или разбора кейсов.

Как можно использовать эту форму?

  • Использовать LMS или онлайн-платформы, через которую учащиеся получают доступ к ресурсам, могут участвовать в вебинарах, выполнять интерактивные тесты и задания. Можно сочетать это с традиционными занятиями — лекциями или семинарами.
  • Разработать мультимедийные материалы, например, видео уроки, подкасты, интерактивные симуляции с онлайн-доступом.
  • Предоставить возможность для самостоятельного обучения. Вы можете включить в образовательный продукт блоки для самообучения, например, онлайн-учебники или упражнения. Это позволит студентам работать в своем темпе и получить более персонализированную поддержку с обратной связью.
  • Запланировать офлайн-мероприятия. Главная претензия к дистанционному формату — нехватка общения и обмена опытом между участниками. Если основа курса — онлайн, то живые встречи могут стать хорошим дополнением.
  • Внедрить систему аналитики для отслеживания прогресса учеников: это помогает улучшать содержание, повышать вовлеченность, персонализировать процесс.

Методы дистанционного обучения

В дистанционном обучении используется множество разных технологий, подходов, инструментов. Оно дает возможность создателям образовательных продуктов развивать навыки вне зависимости от направления. В этом разделе разберем наиболее популярные методики, которые можно внедрять по отдельности или комбинировать в ваших образовательных продуктах.

Самообучение

Самообучение — один из главных компонентов дистанционного образования, поскольку обучающиеся сами несут ответственность за движение к цели и организуют процесс. Для этого метода разработчикам нужно подготовить учебные материалы, упражнения, домашние задания, тесты, видео и другой контент.

Для организации работы используются учебные платформы, например, SkillSpace. Вы можете загрузить сюда уроки, аудио, тренажеры, квизы. Ученики вашей онлайн-школы могут многократно просматривать их, ставить на паузу или перематывать видео, что может помочь им лучше понять материал.

Самообучение помогает развивать критическое мышление и навыки решения проблем, поскольку учащиеся сами приходят к выводам — роль преподавателей или кураторов здесь вспомогательная. Такой метод стимулирует развитие чувства независимости, что может быть полезно как в личном, так и в профессиональном контексте.

Совместное обучение

Этот метод предполагает взаимодействие в парах или группах как один из главных инструментов для достижения учебных целей. Студенты обмениваются идеями, знаниями, опытом, помогают друг другу. Совместная работа может принимать разные формы: от структурированных групповых занятий и обсуждений до более открытого проектного обучения.

Дополнительный положительный эффект от методики — развитие навыков межличностного общения, повышение мотивации и вовлеченности, возможность смотреть на объект с разных точек зрения, брать информацию из разных источников. Учащиеся могут брать на себя разные роли и обязанности в своих группах, например, медиатор, исследователь или ведущий. Это помогает развивать навыки командной работы и лидерства, а также способствует равномерному распределению знаний.

Как итог, работая вместе, студенты лучше воспринимают информацию, строят прочные отношения со своими однокурсниками, развивают навыки, необходимые для применения полученных знаний в своих повседневных задачах.

Адаптивный метод

Адаптивные методики предполагают внедрение технологий для формирования индивидуального опыта для каждого студента. В основе этого подхода лежит тезис, что у каждого ученика — свои запросы, интересы, предрасположенности и способности, а значит, инструменты должны быть адаптироваться. Используя этот способ, можно найти пробелы в знаниях и определить, как их лучше прорабатывать. Это помогает учащимся легче преодолевать препятствия и добиваться результатов.

Чтобы обеспечить индивидуальный подход, используются алгоритмы Machine Learning, аналитика данных, искусственный интеллект. Эти системы могут адаптироваться к темпу, уровню навыков и стилю обучения. В режиме реального времени они предоставляют обратную связь, персонализируют контент и меняют пути взаимодействия с образовательным продуктом.

Игровые механики

Геймификация — один из главных трендов в дистанционном образовании. Он опирается на то, что игра — хороший инструмент для обучения, поскольку дает учащимся возможность взаимодействовать с содержанием в развлекательной форме. На фоне этого появилось целое направление — edutainment, которое объединяет досуг с учебой. Использовать это можно по-разному: от внедрения отдельных механик, например, рейтингов, системы ачивок, батлов, до игровой логики в основе всего курса.

При обучении на основе игр студенты получают задачи, которые требуется решить. Они могут быть разработаны для обучения разным навыкам — от базовой математики и грамотности до формирования критического мышления. По мере прохождения, учащиеся получают обратную связь и поддержку, что позволяет им учиться на ошибках и улучшать результаты.

Игровые средства повышают мотивацию, вовлеченность, упрощает запоминание информации. Такая учеба не вызывает негатив, поэтому помогает снизить стресс, тревогу, отторжение, которые студенты испытывают при выполнении традиционных заданий. Кроме того, обучение на основе игр может быть использовано для закрепления позитивных моделей поведения, таких как настойчивость и сотрудничество.

Синхронные и асинхронные методы

При описании основных методов необходимо упомянуть синхронное и асинхронное обучение. Разница между ними — фактор времени. Синхронный подход предполагает, что студенты и преподаватели взаимодействуют в режиме реального времени. При таком типе студенты посещают занятия или лекции в определенные часы, участвуют в обсуждениях, мероприятиях и оценках вместе со своими однокурсниками. Асинхронная модель, с другой стороны, работает на принципах независимости, когда студенты получают доступ к материалам курса, лекциям и другим ресурсам в удобное для них время. Они могут участвовать в дискуссиях и выполнять задания по собственному графику, не привязываясь к определенному расписанию.

Из-за разницы в подходах отличается и набор методов. При синхронной логике — это:

  • Видеолекции или вебинары в реальном времени;
  • Групповые дискуссии или дебаты;
  • Симуляции, ролевые игры, требующие немедленного участия;
  • Совместные проекты или презентации, которые предполагают одновременную работу;
  • Онлайн-встречи, конференции, звонки для обсуждения сложных вопросов.

Примеры асинхронных методов:

  • Записанные видеолекции или подкасты, которые можно просматривать в любое время;
  • Самостоятельные задания или проекты с гибкими дедлайнами;
  • Чаты или другие коммуникативные пространства, где студенты могут оставлять комментарии и отвечать, когда угодно;
  • Интерактивные симуляторы или виртуальные лаборатории, к которым студенты могут получить доступ и изучать их по своему расписанию;
  • Онлайн-тесты или проверки, которые проходят с использованием технологий, но без преподавателя.

Принципы эффективного удаленного образования

Чтобы дистанционная форма образования работала эффективно, при разработке курса нужно придерживаться определенных принципов. Они позволяют ученикам достигать результатов, а бизнесу получать лояльных клиентов и стабильный доход.

  1. Доступность

Простое правило, которое повышает процент прохождения — материалы и ресурсы должны быть легко доступны для всех учащихся, независимо от их физических, сенсорных или когнитивных способностей. Соблюдать этот принцип можно по-разному: предоставлять альтернативные форматы материалов (например, субтитров для видео), использовать вспомогательные технологии или разрабатывать курсов с учетом принципов универсального дизайна.

2. Гибкость

Учащимся нужно давать выбор в том, как и когда они могут проходить уроки. Это может включать в себя методы асинхронного обучения, возможность выбирать из нескольких альтернативных заданий или проектов, а также предоставление разных путей достижения целей обучения.

3. Интерактивность

Этот принцип предполагает создание возможностей для взаимодействия учащихся с контентом курса, преподавателями и другими участниками, например, через чаты, совместные проекты и механизмы обратной связи.

4. Персонализация

Учебный опыт необходимо адаптировать к потребностям и интересам каждого учащегося, особенно если ваш продукт дорогой. Это может включать личную обратную связь, разборы, выбор заданий или уроков, возможность дополнительных консультаций для уточнения сложных вопросов.

5. Вовлеченность

Принцип подчеркивает важность создания увлекательного опыта, который мотивирует учащихся. В этом помогает принцип интерактивности, игровые методы и ощущение прогресса.

6. Практика

Получить диплом маркетолога, но не обладать навыками для работы — это стандарт вузовского образования. Избежать этого помогает практическая часть, которая должна быть такой же весомой, как теоретическая.

7. Обратная связь

Чтобы у студентов были хорошие результаты, нужна своевременная и конструктивная обратная связь по заданиям, тесты для самостоятельной оценки или другие маркеры прогресса. На SkillSpace вы можете снизить нагрузку на преподавателей за счет автопроверки.

Технологии дистанционного образования

Современные технологии упрощают процесс дистанционного обучения и делают его более комфортным. Они помогают понятно доносить учебный материал, проверять знания, собирать аналитику и обратную связь, общаться, обмениваться информацией.

Существует несколько групп технологий дистанционного образования:

  1. LMS — системы управления обучением. Это облачные и серверные платформы, на которых можно создавать курсы, проводить их и управлять обучением. Здесь также можно общаться со студентами, следить за их прогрессом, выдавать документы выпускникам. LMS-системы сегодня очень популярны, потому что с их помощью школам легко создавать любые курсы, а учащимся — комфортно проходить их. Один из примеров LMS — платформа Skillspace. Здесь есть все инструменты, которые позволят легко и удобно создать обучающий курс.
  2. Средства коммуникации. Это технологии, благодаря которым преподаватели и студенты взаимодействуют друг с другом. Например, пересылают друг другу учебные пособия, задают вопросы, оставляют отзывы, отправляют задания на проверку. Пример средств коммуникации — письма по электронной почте, сообщения в мессенджерах, социальных сетях, сервисы для видеозвонков, вебинаров.
  3. Инструменты геймификации. Позволяют сделать процесс обучения более интересным, повышают мотивацию студентов. Примеры геймификации в дистанционных курсах — квизы, опросы, викторины, приложения. Все они делают уроки более разнообразными, запоминающимися.
  4. Онлайн-платформы, на которых можно разместить обучающие материалы. Речь идет о сайте компании, бесплатных видеохостингах, облачных хранилищах, платформах с подкастами. Здесь можно выкладывать обучающие материалы, но проверять знания не получится.

Каким должно быть дистанционное обучение: советы тем, кто запускает курсы

Чтобы дистанционное обучение привлекло как можно больше студентов, курс должен обладать такими характеристиками:

  1. Структурированность. Необходима четкая структура с модулями или уроками, чтобы обучающиеся могли легко ориентироваться в них, быстро находить нужные материалы.
  2. Качественный контент. Обучение должно состоять из достоверной информации и материалов высокого качества, соответствующих конкретной тематике. Лучше, если будут даны источники данных для тех, кто захочет с ними ознакомиться.
  3. Взаимодействие и обратная связь. Обучающиеся должны иметь возможность задавать вопросы и получать обратную связь от преподавателей или других учеников.
  4. Гибкость и доступность. Важно, чтобы курс был доступен из любого места и в любое время. Лучше, если вы предложите гибкий график обучения, чтобы студенты могли изучать материалы в удобном для них темпе. Еще одно преимущество — возможность просматривать уроки без доступа к интернету.
  5. Мотивация и поддержка. Необходимо стимулировать и мотивировать студентов, поддерживать их в процессе обучения. Например, давать бонусы за успешно пройденные уроки.
  6. Оценка и сертификация. Должна быть простая и понятная система оценивания, чтобы каждый ученик мог вникнуть в ее суть. Важно также выдавать сертификаты или дипломы при успешном окончании программы. Многие онлайн-школы выдают дипломы установленного образца, которые приравниваются к обучению в вузе.
  7. Техническая поддержка. Обеспечьте постоянную и бесперебойную техническую поддержку, чтобы решать возникающие проблемы с доступом или использованием платформы.

Все эти составляющие способствуют более эффективному обучению. Также они повышают удовлетворенность студентов, поэтому больше вероятность, что они порекомендуют вашу школу знакомым.

Резюме

Дистанционные образовательные продукты набирают все больше клиентов как в B2C секторе, так в лице организаций, которые заинтересованы в развитии навыков своих сотрудников. Есть много типов удаленного образования, среди которых онлайн курсы, мобильные приложения, а также с использованием виртуальной и дополненной реальности. У каждого из них — свои плюсы и минусы, поэтому при выборе метода важно учитывать конкретные потребности и цели обучающихся.

Добиться эффективности помогают принципы доступности, гибкости, интерактивности, персонализации, вовлеченности и обратной связи. Они помогают создать продуктивную образовательную среду, которая отвечает запросам каждого ученика.

Поделитесь этой статьей или сохраните себе