Онлайн-курсы: виды, задачи и структура

2 года назад   •   6 минут на прочтение

Автор Никита Коробков

Содержимое страницы

Онлайн-курсы — дистанционный формат обучения, популярность которого постоянно растет. Для прохождения студенту нужен только компьютер или смартфон и доступ в интернет. За счет этого существенно сокращаются усилия и затраты при его запуске — как итог, цены на эту форму образования ниже, чем при классическом подходе.

Вместе с ростом edtech рынка появляются новые технологии, продукты, методы. Это стимулирует создание разных курсов и приложений, повышая интерес разных сегментов аудитории к обучению. В этом материале разберем, какие бывают форматы, чем они отличаются друг от друга, как определить вид дистанционного образования, который поможет решить ваши бизнес задачи.

Типологии онлайн-курсов

Чтобы разрабатывать хорошие образовательные продукты, необходимо понимать, какие предложения, платформы, технологии есть на рынке. Edtech сфера находится в фазе активного развития, поэтому так сложно систематизировать все продукты. Для группировки используется несколько критериев.

Формат обучения

Этот параметр опирается на то, как проходит учеба.

  • Дистанционное обучение

Такой онлайн-формат по организации приближен к офлайн-занятиям. Преподаватель и ученики взаимодействуют в режиме реального времени, но через интернет, а не в классе. Обычно для этого используется Skype, Zoom или другие программы для видео-звонков.

Этот тип курсов предполагает использование электронных технологий. Это могут быть платформы для размещения учебных материалов, тренажеры, игры. Его инструменты можно интегрировать и в очные занятия — с этой точки зрения, e-learning — более широкое понятие. Преподаватель и взаимодействие с ним могут быть частью этой формы, но это необязательный компонент.

Длительность

Одним навыкам можно обучиться быстро, а другие требуют постоянной поддержки, поэтому и длительность обучения отличается.

  • Мини-курсы — от 3 дней до месяца

Обычно это практические короткие программы, которые направлены на освоение конкретной темы или навыка. Например, для подготовки к ЕГЭ по истории, можно запустить мини-курс «Великая Отечественная война: теория и практика по заданиям ЕГЭ».

Этот формат часто используют как лид-магнит или трипваер для последующей продажи более длительного курса. Например, для продвижения обучения на дизайнера интерьера можно провести бесплатный практикум: «Основы работы с пространством».

  • Образовательные программы — от месяца

Этот тип обучения предполагает погружение в предмет. Это могут быть курсы по определенным темам или группам навыков, например, веб-дизайн, программирование на Python, управление проектами.

  • Специализации — обычно больше года, но бывает и от 6 месяцев

Результат такого курса — получение определенной профессии. Длительность зависит от сложности и объема навыков, которые нужно освоить. Чем большей квалификации требуется для работы специалиста, тем дольше длится программа. Обычно минимальный срок — от года.

  • Lifelong learning

Эта форма предполагает постоянное обучение. Типичный пример из профессиональной среды — маркетинг в социальных сетях. Из-за подвижности отрасли, чтобы специалисту оставаться востребованным, нужно постоянно учиться чему-то новому. У таких курсов нет сроков, обычно учебные программы работают по подписке.

  • Microlearning

Тренд корпоративного образования, который вытекает из логики lifelong learning. Это нелинейные курсы с короткими уроками, которые можно пройти за несколько минут. Это позволяет сотрудникам постоянно учиться и прокачивать свои навыки, не отвлекаясь от работы.

Организация

Эффективность усвоения материала зависит от способов подачи, логике построения занятий, методов взаимодействия участников учебного процесса. Все это можно объединить в один критерий — организация. Исходя из этого параметра, курсы бывают:

  • Синхронными

Формат предполагает единый учебный поток и взаимодействие с экспертами или кураторами в режиме реального времени. Самая распространенная форма занятий здесь — вебинары в виде лекций, семинаров, практикумов, тренингов, разборов домашних заданий.

  • Асинхронными

Этот способ организации строится на самостоятельной работе учащегося. Он изучает уроки в текстовом или видео формате, выполняет задания с автоматической или ручной проверкой. Главный плюс — студенты учатся в своем темпе. С точки зрения результатов, это эффективнее, поскольку ученик лучше вовлекается. Однако многие сталкиваются с проблемой самодисциплины.

  • Смешанным

Лучше всего работают комбинированные курсы, когда студенты самостоятельно осваивают материал, а на онлайн встречах с преподавателями и кураторами разбирают проблемы или тренируют навыки. Одновременное использование инструментов синхронного и асинхронного подхода сглаживает их недостатки, которые проявляются по отдельности.

  • Гибридным

Этот тип предполагает комбинирование очных и дистанционных форматов. К примеру, учащиеся проходят основной курс онлайн, а на офлайн-встречах обсуждают сложные вопросы, тренируются, отрабатывают полученные знания на практике.

Количество учеников

Проходит обучение дистанционно можно:

  • Индивидуально, когда студент получает персональную обратную связь, занимается с экспертом лично.
  • В паре: эта форма близка к индивидуальным урокам, но дешевле, а иногда и эффективнее, поскольку студенты могут учиться на ошибках своего напарника.
  • В небольших группах — обычно до 5-7 человек.
  • В потоках: массовый формат обычно предполагает лекции и минимум обратной связи.

Структура онлайн-курсов

У каждой учебной программы — свой состав. Например, в одной может быть упор на практику, другая фокусируются на передаче знаний, третья построена вокруг игровых механик. По этой причине структура — один из главных критериев, по которым отличаются курсы.

Компоненты, из которых выстраивается структура:

Уроки

Главная задача — передача информации. Могут быть в формате видео, текстов, презентаций. Это источник знаний, ядро обучения, вокруг которого выстраиваются все остальные элементы. Даже при синхронной форме коммуникация обычно односторонняя: от лектора к ученикам.

Вебинары

Онлайн-мероприятия нужны для взаимодействия эксперта с участниками, поэтому в них всегда есть чат или возможность подключения человека как второго спикера. В рамках курсов они обычно используются для дискуссий, разбора домашних заданий, отработки знаний или как возможность задать вопрос.

Тренажеры

Для отработки навыков или запоминания материалов часто используются интерактивные тренажеры. Например, при изучении языков, тренажеры помогут запомнить новые слова или научиться применять грамматические правила на практике.

Игры

Геймификация образования — тренд, который затрагивает не только детские учебные программы. Игры— частая практика в корпоративном обучении. Люди лучше вовлекаются, когда вместо монотонных лекций проводится симуляция реальной рабочей ситуации. В онлайн-курсах часто встречаются рейтинги, уровни, задания на скорость, системы «ачивок» — все это игровые компоненты.

Контрольные тестирования

Один из главных элементов эффективной учебы — контроль усвоения информации. Хорошее прохождение теста может быть сильным мотиватором, но этим его функции не ограничиваются. Для ученика это показатель, где нужно быть внимательнее и глубже изучить тему, а для преподавателя — метрика для оценки учебных материалов.

Домашние задания

Без самостоятельной работы ученика эффективность обучения всегда ниже. В зависимости от организации процесса, задания могут быть с автопроверкой или развернутой обратной связью от куратора. Во хороших программах эти два типа комбинируются в зависимости от содержания урока или навыка — иногда для отработки достаточно пройти тест, а иногда требуются развернутые ответы на вопросы.

Дополнительные материалы

Помимо уроков, для лучшего понимания темы разрабатывают дополнительные материалы. Это могут быть:

  • инструкции;
  • гайды;
  • рекомендации;
  • инфографики;
  • трекеры;
  • статьи;
  • рабочие тетради;
  • чек листы;
  • практикумы и т.д.

Консультации

Элементом курса могут быть индивидуальные онлайн встречи с преподавателями или экспертами. Чаще всего это входит в более продвинутые тарифы, потому что индивидуальная обратная связь требует больше времени и вовлеченности от преподавателя.

Задачи онлайн-курсов

Последний параметр, который нужно учитывать, чтобы понять отличия курсов — их задачи. С точки зрения содержательной разработки, этот критерий — отправная точка: именно от нее зависит наполнение, выбор инструментов, платформы, технологии, методик.

Передача знаний

Первая и наиболее очевидная задача — это передача знаний. Это главная цель, на которую опирается большинство курсов. Вокруг нее построено образование в школах и университетах. Однако этот фундамент не всегда эффективен, поскольку для работы специалистам больше нужны конкретные навыки.

Развитие навыков

Компании знают о проблемах классического образования, поэтому корпоративное обучение концентрируется на умениях своих сотрудников. Примеры задач:

  1. Upskilling: совершенствование навыков, которые уже есть в портфолио.
  2. Reskilling: переквалификация, которая необходима для того, чтобы работник смог сохранить свою должность при кардинальных изменениях в деятельности компании.
  3. Cross-skilling: расширение набора умений, выходящих за рамки нынешней должности — обычно применяется для повышения квалификации руководителей проектов, начинающих компаний и руководителей больших команд.

Получение новой специальности

Карьерные переходы — частое явление для экономики, поскольку выбранная в школе профессия перестает быть интересной, а многие выпускники не работают по специальности. Чтобы начать карьеру в другой нише, люди проходят обучение в новых сферах.

Хобби, развлечение

Люди проходят образовательные программы не только для получения навыков или знаний, но и для развлечения. Вязание, рисование, музыка, психология, искусство — все эти направления можно отнести к этой задаче.

Маркетинг

Бесплатные курсы — это хороший лид-магнит, который используют эксперты и крупные компании. Обучение может использоваться для привлечения или удержания аудитории, повышения лояльности или узнаваемости, усиления бренда. В этой сфере важно не содержание, а упаковка.

Краткие выводы

  • С ростом популярности онлайн-образования появляются новые форматы курсов. Они отличаются по длительности, используемым инструментам и технологиям, целям студентов, способам организации учебного процесса.
  • Если в университетских образовательных программах фокус — на передаче информации, то корпорации и онлайн-платформы концентрируются на развитии навыков для работы.
  • Разобравшись в разнообразии инструментов, подходов, доступных функциях платформ, вы сможете создавать более эффективные и интересные курсы для своей целевой аудитории.

Поделитесь этой статьей или сохраните себе