Что такое средства обучения: их классификация, сущность, функции

8 месяцев назад   •   4 минут на прочтение

Автор Никита Коробков

Содержимое страницы

При изучении любой темы необходимы учебники, иллюстрации, схемы, таблицы и многое другое. Все это — средства обучения (СО) или дидактические средства. В статье рассказываем про их виды, критерии выбора.

Определение

Средства обучения — это материальные и идеальные объекты, которые применяют преподаватели и учащиеся для эффективной организации учебного процесса. Если говорить проще — инструменты для достижения цели обучения. Например, пособия, лабораторные реактивы, техника. Иными словами — все, что используется для урока. Средства обучения повышают качество знаний, помогают достигать учебных целей, ускорить усвоение материала.

Методы и средства обучения

Тесно связаны со средствами методы обучения — конкретные действия учителя, которые помогают студентам достичь цели. Например, учащемуся нужно пройти из точки А в точку Б. Метод — это сам путь, а средства — компас, карта, указатели, знания о местности.

Одно средство можно использовать для разных методов, а один метод можно реализовать разными средствами. Например, в школе на уроке физики нужно изучить, как масса тела влияет на скорость. Для этого можно использовать несколько методов. Словесный — чтение информации по теме. Для него применяются такие СО, как сама книга, статья в интернете. Следующий метод — наглядный. СО для него — иллюстрации, видео, схемы. Для практического метода используют грузы, инструменты, а также другие приспособления.

Классификация

Педагоги выделяют несколько классификаций дидактических средств.

Субъект деятельности

На уроке есть две роли — педагог и ученик. Они могут использовать СО совместно или отдельно.

Преподаватель обычно применяет средства преподавания, например, демонстрационные слайды. А ученику нужны средства обучения, например, инструменты для лабораторной работы: микроскоп, реактив, образец. В приведенных примерах средства обучения разные. Совместно учащиеся с педагогами используют доску, учебник с примерами, а также другие объекты.

Материальные или идеальные

Материальные — конкретные предметы, инструменты. К ним относятся учебники, макеты, карты, технические средства, лабораторные реактивы, мебель в кабинете.

Идеальные СО — полученные ранее знания, умения, навыки, которые нужны, чтобы усвоить новые знания. К ним относятся речь, письмо, чертежи, алгоритмы, способы аргументации, конспекты.

Характер воздействия на учащегося

По этой классификации выделяют три группы СО:

  • визуальные — презентации, карты, иллюстрации;
  • аудиальные — аудиозаписи, песни, радиоэфиры;
  • аудиовизуальные — видео, фильмы, телепередачи.

Происхождение

Современная педагогика выделяет в этой классификации три группы — естественные, символические, технические. Первые — это любые предметы живой природы. Например, минерал, растение. Символические — системы символов, знаков, условных обозначений. К технологическим относятся визуальные и аудиовизуальные источники: фильмы, записи разговоров, видео.

Отношение к слову

По данному критерию выделяют вербальные и невербальные средства. Первые — это речь учителя или другого ученика, вторые — изображения, фильмы.

Тип представления окружающей действительности

Согласно этой классификации, СО в педагогике делятся на такие группы:

  1. Оригинальные или натуральные. К ним относится любой материальный образец: гербарий, реактив, минерал. Иногда сюда включают лабораторное или другое оборудование, если оно используется не только для проведения эксперимента, но также само является объектом изучения.
  2. Иллюстрации, отображения. Макеты, муляжи, фото, наброски, картины, фильмы, аудиозаписи, фрагменты телевизионных программ, радиоэфиры.
  3. Описания. Включают все, что описывает объект изучения словами, рисунками, знаками. Например, графики, диаграммы, упражнения, дидактические сборники.
  4. Технические средства. ТСО включают устройства, которые нужны для применения других СО. Сюда входят ноутбуки, проекторы, планшеты, мультимедийные доски.

Степень использования IT

По этой классификации выделяют две группы СО.

Материальные

Это традиционные СО. Сюда входят книги, наглядные пособия, макеты, аудиозаписи. Также к этой категории относят приборы, мебель, спортивное снаряжение. В данном случае материальный не противопоставляется идеальному СО.

Электронные или технические

Речь о СО, которые созданы на базе современных технологий. Для них необходимы компьютеры или другие электронные устройства. Примеры — сайты, учебные онлайн-платформы, электронные учебники, энциклопедии, аудио-, видеозаписи, программы. Например, платформа для создания онлайн-школ Skillspace — это тоже электронное СО.

Функции

Современная педагогическая деятельность выделяет несколько функций СО:

  1. Компенсаторная. Дидактические материалы должны делать легче, упрощать процесс образования и воспитания. Помогать учащимся достигать цели меньшими силами, быстрее.
  2. Адаптивная. СО с опорой на возраст, возможности, а также другие особенности учеников должны обеспечивать преемственность, последовательность, доступность обучения. Иными словами, учащимся должен быть понятен новый материал.
  3. Информативная. СО — источник знаний, умений, навыков. То есть информации, без которой невозможно качественное образование.
  4. Инструментальная. Учащиеся должны получить практические навыки. Основным средством достижения этой цели является рациональное, последовательное, эффективное выполнение определенных действий с помощью дидактических материалов.
  5. Интерактивная. Ученик может активно взаимодействовать с дидактическим материалом, в том числе получать обратную связь. Последнее актуально в основном для мультимедийных СО.
  6. Мотивационная. У учащихся должен сформироваться интерес к учебе, стремление к познанию. Это также достигается при помощи современных СО.

Еще одна функция — формирование подходящей среды или условий для эффективного образования. Например, учебные кабинеты, наличие учебников, оборудования.

Выбор СО, их использование

При выборе нужно учитывать не только их характеристики, но и другие факторы. Рассмотрим основные критерии.

Цель образовательного процесса

Если нужно научить человека создавать дизайн интерьера, преподаватель должен подготовить референсы, чертежи, цветовые схемы. А чтобы начать разбираться в психологии, потребуются учебники, случаи из практики.

Степень мотивации учеников

Часто учеников нужно мотивировать, особенно это касается детей. Для них стоит использовать как можно больше наглядных, интерактивных, мультимедийных СО.

Время на подготовку СО

Бывает, нужно быстро подготовиться к уроку или составить онлайн-курс в ограниченные сроки. В такой ситуации проще использовать иллюстрации или текст, чем составлять презентации снимать видео.

Методика преподавания предмета

На курсе, посвященном искусству, преподаватели готовят презентации, видео, репродукции картин. А на уроках иностранного языка — без аудиозаписей речи носителей.

Уровень сложности учебного материала

В начальных классах дети учатся считать с помощью палочек, карточек с яблоками. Но они вряд ли подойдут будущим программистам при изучении основ высшей математики.

Уровень подготовки преподавателя

Молодые учителя часто не используют все дидактические материалы. Например, не знают, как нужно провести эксперимент с разными химическими реагентами. А педагоги в возрасте не всегда умеют работать за компьютером, чтобы показать презентацию.

Личность учителя

Есть преподаватели, которым легче использовать простую книгу, меловую доску, чем онлайн-тесты. Если заставить таких учителей пользоваться более продвинутыми СО, качество обучения может снизиться.

Возможности учреждения или платформы

Одни школы могут позволить себе проектор с интерактивной доской. А другие — только диафильмы. Если говорить об онлайн-школах, нужно учитывать функции платформы. Например, на Skillspace можно добавлять любые материалы — от лекций до видеоуроков, вести онлайн-трансляции. Есть функция подготовки теста с автоматической проверкой. Узнать подробнее о функционале площадки можно здесь.

Поделитесь этой статьей или сохраните себе