Геймификация в обучении: лучшие игровые приемы

6 месяцев назад   •   6 минут на прочтение

Автор Никита Коробков

Содержимое страницы

Геймификация делает обучение увлекательным, повышает вовлеченность и мотивацию, дает легче усваивать новый материал. Суть технологии заключается в добавлении игровых элементов. Изначально ее использовали на курсах для детей, теперь она адаптирована для людей всех возрастов.

Методы геймификации

В сценарии обучающей игры есть несколько элементов: цель, правила, задачи, механики, награды и прочие. Разработчики объединяют их, чтобы создать увлекательную среду для пользователей. Приведем несколько примеров игровых сценариев, которые используются в педагогике.

  • Квесты. Это цепь взаимосвязанных игровых заданий (головоломок), которые нужно решать последовательно, чтобы дойти до цели. Педагогический метод полезен в онлайн-учебе и в реальности. Квесты вовлекают студентов, позволяют принять личное участие в судьбе персонажей, развивают мотивацию и способность работать в команде.
  • Конкурсы. В конкурсах сильно развит соревновательный элемент. Студенты могут участвовать индивидуально или в командах.
  • Симуляции. Популярные игры в образовании. Каждому участнику присваивается роль эксперта. Он решает игровые задачи, которые часто возникают в реальной практике. Цель игрового сценария ― создать увлекательный контекст, заинтересовать проектом на долгое время.

Основные принципы геймифицированного образования

Автономность

Во время обучения важно каждое решение, принятое учащимся. Все участники влияют на результат. Каждый новый шаг, как в компьютерной игре, зависит от сделанного выбора.

Ценность

Геймификацию вводят для того, чтобы обучающиеся развивались, получали новые знания, мотивацию, формировали практические навыки, которые понадобятся им в работе или повседневной жизни.

Формирование компетентности

Образовательные курсы в рамках геймификации разбиваются на уровни: от простого к сложному. В результате обучающийся постоянно двигается вперед и может объективно оценивать свой прогресс.

Право на неудачу

При прохождении геймифицированных курсов у студента есть несколько попыток. Это дает свободу в принятии решений, возможность рисковать, экспериментировать. В случае неудачи можно пройти уровень снова.

Мгновенная обратная связь

Студент может проходить курс в любое время и своевременно получает обратную связь. За счет этого процесс ускоряется, легче закрепляется пройденный материал.

Видимый прогресс

Ученик зарабатывает виртуальные награды, которые побуждают действовать на результат, добавляют соревновательный элемент.

Инструменты геймификации

Геймифицируют обучение разными способами. Рассмотрим популярные.

Сюжетная линия

Игровое обучение можно построить на одной истории с определенными персонажами. Постепенное развитие сюжета увлекает пользователей, они становятся участниками интересного приключения.

Уровни

После выполнения каждого задания персонаж переходит на новый уровень, открывается доступ к более сложным заданиям. Для наглядности можно показывать в процентах, какую часть пути прошел студент.

При корпоративной учебе применяют грейдовую (упорядоченную) систему должностей в игре. Хорошей мотивацией станут сертификаты по достижении каждого уровня.

Баллы

За выполнение заданий можно начислять баллы в соответствии со сложностью решенной задачи. Эта система хорошо работает вместе с рейтингами. Так учащиеся могут оценивать свои успехи в сравнении с другими участниками. Это стимул прикладывать больше усилий. Дополнительно можно сделать магазин подарков, в котором обменивать баллы на бонусы.

Награды

Медали, бейджи или значки ― виртуальные знаки отличия, которые отражаются в профиле. Они должны быть видны всем участникам. Пользователя можно наградить за решение сложной задачи, быстрый переход на следующий уровень и т. д. Высоко ценятся уникальные награды, которые сложно забрать. Хорошо, если они связаны с деятельностью ученика в реальной жизни, показательны в его работе как сотрудника.

Оформление

Геймификация связана с красивым визуалом. Пользователей привлекают продуманный дизайн, понятный интерфейс и комфортное взаимодействие с контентом.

Соревновательный элемент

В игровом обучении важно создать здоровую конкуренцию. Сделать единый рейтинг для всех студентов, в котором каждый будет стремиться попасть на первые строчки, или составить несколько маленьких списков. Во втором случае стать лидером проще, чем в случае с единым рейтингом, что положительно влияет на мотивацию.

Преимущества геймификации

Одна из самых привлекательных особенностей образовательных игр ― свобода, которую получают ученики и преподаватели. Технология открывает пути для самовыражения, экспериментов, сильных эмоций ― все это ограничено при традиционном варианте учебы. Именно эмоции приводят к закреплению опыта, который студенты получают во время игры.

Геймификация полезна для образования, так как:

  • повышает у человека уверенность в собственных силах. Если что-то не получилось, есть вариант попробовать снова и добиться успеха;
  • позволяет раскрыться ученикам, которые сдерживают свой потенциал при традиционном обучении;
  • объединяет и позволяет искренне радоваться достижениям;
  • помогает исследовать разные характеры людей через персонажей и аватаров;
  • создает комфортные условия, большинство учащихся ведут себя активно и открыто;
  • за счет интриги повышает вовлеченность;
  • дает возможность нестандартно мыслить;
  • развивает чувство ответственности за результат, учит взаимодействовать в команде;
  • помогает адаптироваться к изучаемому предмету;
  • разбавляет монотонный процесс;
  • способствует формированию полезных привычек;
  • учит нацеливаться на результат в любой работе;
  • создает условия для применения теоретических знаний на практике.

Благодаря легкости и ненавязчивости геймификация формирует потребность в получении знаний и развитии. Такая необходимость объясняется с точки зрения физиологии. Предвкушение успеха, вознаграждения стимулирует выработку дофамина. При запоминании информации вырабатывается серотонин, который также отвечает за положительный эмоциональный фон.

Аспекты, которые важно учесть при геймификации обучения

Типы личности

При разработке обучающих игр важно помнить, что каждый участник по-своему реагирует на сюжет, персонажей, дизайн и другие элементы. Все зависит от целей человека, предпочтений, настроения, темперамента, других факторов.

В связи с этим можно ориентироваться на типы личности игроков.

  1. Исследователь. Руководствуется любопытством и искренним интересом. В игре ищет возможности, любит секреты, загадки. Для него очень важно качество обратной связи. Человека можно заинтересовать разнообразным контентом, картами, головоломками, подсказками.
  2. Достиженец. Стремится к прогрессу и признанию. Главная мотивация ― награды. Поэтому для игрока первостепенны очки, уровни, таблицы лидеров и прочее.
  3. Социализатор. Нацелен на общение, взаимодействие, дружбу. Ему нужны чаты, команды, возможность делиться результатами в социальных сетях.
  4. Киллер. Стремится всегда быть первым. Его больше всего интересуют соревнования, репутация, статус.

Механики геймификации

Игровые элементы должны соответствовать контексту и целям обучения. Для каждого задания необходимо подобрать награду, которая будет соответствовать уровню сложности, создаст условия для развития нужного навыка, достижения запланированного результата.

Для этого применяются механики игры. От них зависит динамика и опыт, который получают участники. Механики ― это:

  • цели. Придают игре смысл и завершенность. Цели могут быть четко сформулированными, неявными, долгосрочными, краткосрочными, индивидуальными, командными;
  • действия. Это то, что ученики должны делать во время игры. Действия могут совершаться один раз или повторяться, они различаются по сложности;
  • обратная связь. Ответ на действие, информация, которую человек может использовать для продолжения игры. В зависимости от сюжета учащийся получает обратную связь сразу или в определенный момент. От качества информации во многом зависят интерес и мотивация играть дальше.

Подходы

Геймификацию необходимо проводить с учетом особенностей аудитории ― конкретных учеников. Не каждая игра может подойти определенной группе обучающихся. Поэтому нужно разбираться в подходах к геймификации и адаптировать контент под ситуацию.

Подходы ― это способы применения игровых элементов в неигровых ситуациях.

  • Структурный. Его суть заключается в добавлении новых игровых элементов к привычным методикам обучения. Например, разработать рейтинг и начислять учащимся очки за выполнение заданий на обычном занятии.
  • Содержательный. В этом случае полностью меняют контент и способ подачи учебного материала. Например, придумать историю и раздать ученикам роли.

В обоих случаях важно не отклоняться от основных целей и поддерживать адекватное соперничество между участниками.

Формы геймификации

Форма ― это способ подачи контента с точки зрения логики.

Предметная

Сосредоточена на конкретных знаниях. Через игру учащиеся осваивают тему предмета в школе.

Метапредметная

Направлена на формирование определенных навыков. Например, руководители осваивают технологию постановки задач сотрудникам.

Дисциплинарная

Игрофикацию проводят в рамках определенной дисциплины, которая предполагает освоение гибких навыков (soft skills), необходимых всем специалистам. Например, ведение переговоров.

Проектная

Процесс командной разработки проекта ― конечного измеримого результата.

Разница между геймификацией и игрой

Геймификация ― это не только применение игровых технологий в обучении. Игры ― сформированные модели, ограниченные во времени и пространстве, они созданы для развития через развлечение.

Геймизация ― процесс. Его первостепенная задача ― вовлечение человека, формирование интереса к новым знаниям и умениям. Кроме того, технология положительно влияет на мышление, мотивирует на долгосрочное взаимодействие и совместное решение задач.

Примеры геймификации в образовании

  • Duolingo ― платформа изучения иностранных языков в игровой форме.
  • «Учи.ру» ― сайт дистанционного образования для школьников.
  • Khan Academy ― для изучения математики, истории, химии, программирования и других дисциплин для людей любого возраста.

Как внедрить геймификацию в ваше обучение на практике

Для внедрения игрофикации проще всего начать использовать специализированную LMS-платформу с подходящим набором инструментов.

Например, Skillspace позволяет:

  • Предоставить вашим ученикам удобный личный кабинет с видимым прогрессом и достигнутыми результатами
  • Начислять баллы за прохождение занятий, тестов, практических заданий и посещение вебинаров
  • Автоматически выдавать сертификаты ученикам по заданному шаблону после прохождения этапов обучения или целых курсов
  • Организовать обучение в удобном интерфейсе с современным дизайном, что позволит выгодно представить ваш образовательный продукт и повысит желание проходить курсы
  • Использовать встроенный онлайн-чат с каналами, индивидуальными и групповыми чатами для активной поддержки студентов на всех этапах обучения

Вы можете прямо сейчас создать свой курс с геймификацией на Skillspace - для этого просто зарегистрируйтесь и следуйте простым шагам.

Поделитесь этой статьей или сохраните себе