Какие бывают методы обучения в педагогике

год назад   •   6 минут на прочтение

Автор Никита Коробков

Содержимое страницы

Образовательная деятельность заключается в коммуникации между преподавателем и учеником. Непосредственно на качество полученных знаний и их усвоение влияет выбранная тактика обучения. В этой статье мы разберем, какие существуют современные и традиционные методы обучения, какие особенности они имеют.

Метод обучения — что это такое?

Образовательный процесс представляет собой целую систему с набором инструментов, техник, способов, которые помогают структурировать и донести программу до учеников. Часть элементов обучения ее использовались нашими предками и до сих пор остались неизменными. Тогда знания передавались посредством наблюдения, когда младшие смотрели, как старшие изготавливают орудия и пытались повторить опыт. С появлением речи и письменности появилась возможность передавать знания устно или через книги. Письменность и чтение закрепились надолго, стали одним из главных способов получения знаний. Не менее важную роль сыграло появление информационных систем и Интернета.

Сегодня педагогические методы — это один из способов упорядоченной взаимосвязи между учителями и обучающимися, которая направлена на выстраивание образования, воспитания, развития. Техники обучения непрерывно связаны с прогрессом социальных, культурных, технологических аспектов в обществе. Великие философы создали самые действенные методики обучения. Например, Сократ считается основоположником эвристического метода, когда учитель не просто передает свои мысли, а с помощью дискуссии помогает ученикам самостоятельно получать знания. Он направлял этот процесс наиболее сформулированными вопросами, чтобы помочь знанию «родиться» в головах обучающихся. Мишель де Монтень пропагандировал индивидуальное обучение, уделяя внимание любознательности, самостоятельному изучению интересных природных явлений.

Сущность методов, методик, методологий и приемов

Эти простые понятия описывают образовательный процесс и для простого обывателя между ними нет абсолютно никакой разницы. Несмотря на то, что все это косвенно относится к порядку обучения, разница у них все же есть:

  • Прием — это часть метода обучения в педагогике. Например, во время чтения учебника, можно проговаривать материал вслух для лучшего запоминания. Другими словами, приемы — это действия, которые учитель или учащиеся совершают в процессе учебы.
  • Метод — состоит из приемов, которые использует преподаватель, чтобы донести материал. Это может быть чтение лекции, когда вместе с озвучиванием, преподаватель делает пометки на доске, а ученики их конспектируют (прием). Идентичные приемы могут быть частью разных методов.
  • Методика — в отличие от метода, где приемы могут изменяться, методика предполагает совокупность конкретных алгоритмов. Часто она состоит из конкретной программы, имеет определенную теоретическую основу. Методики являются авторскими и проверены опытным путем. Эффективность различных приемов, получивших доказательную базу на практике, становятся в будущем основной для авторской разработки.
  • Методология — это более обобщающее понятие, которое включает методы, методики и приемы обучения.

Разновидности методов обучения

Единой систематизации методов обучения в педагогике нет. Это происходит потому, что в программу обучения включено много материалов, связанных друг с другом, а рассматривать их нужно как со стороны учителя, так и тех, кто получает знания. Чтобы классифицировать все методы по единой системе, выбираются разные основания:

  • Передача информации: словесные (обсуждение, беседы с учеником), наглядные (работа с печатными материалами, видео), практические (самостоятельная работа или лабораторное исследование).
  • Дидактические задачи: получение знаний, развитие навыков, закрепление на практике, проверка.
  • Характер обучающей деятельности: информационно-рецептивный (знания поступают напрямую от педагога), репродуктивный (ученик подражает преподавателю своими действиями), проблемного изложения (куратор создает проблему, наглядно объясняет, какие шаги можно использовать, чтобы ее решить), эвристический (задачи делятся на несколько подзадач, которые нужно будет решить), исследовательский (поиск решения задачи ученики выполняют собственными силами).
  • Характер изложения и восприятия: индуктивный (учитель изначально полностью рассказывает новый материал с фактами, а затем кратко проговаривает главные положения), дедуктивный (сначала даются понятия, от которых ученики переходят к практике).

Также можно выделить целостный подход, который объединяет все перечисленные классификации:

  • Организация и выполнение учебно-познавательной деятельности (словесные, визуальные, практические, анализ, решение).
  • Стимулирование и мотивация (вовлечение, поощрение).
  • Контроль (устные, письменные работы, электронное тестирование).

Виды современных методов обучения

Подход к организации обучения постоянно совершенствуется, появляются новые техники. Если сравнивать традиционные и современные методы, то в последних в центре находится именно ученик. Это активная модель, когда обучающийся не только слушает лекцию преподавателя, конспектирует и запоминает, а сам погружается в процесс. Есть несколько методов современного обучения, которые мы рассмотрим подробнее ниже.

Проектный

В рамках этого метода обучения студенты ставят задачу сами, определяют пути ее достижения. В перечень их обязанностей по заданию входит поиск, отбор, обобщение, анализ данных. Преподаватель здесь играет второстепенную роль и помогает только консультировать или координировать их работу. Итоговым продуктом проектного метода является презентация готовой работы и ее защита. Проекты могут быть нескольких видов: исследовательские (результат — это подтверждение или отрицание определенной теории), практико-ориентированные (ученик предлагает решение), творческие.

Проектный способ позволяет:

  • Обучить учащихся достигать целей собственными силами или планировать последовательность действий, которая приведет к их достижению.
  • Выработать навыки анализировать полученную информацию, находить в ней самое главное.
  • Научиться правильно использовать все приемы на практике.
  • Выработать навык проведения исследований, показать новый опыт.

Самостоятельная проработка информации учениками способствует выработке самодисциплины, улучшает социальную адаптацию, если проект готовится группой.

Кейс

Кейс может иметь какое угодно направление, тему и зависит от дисциплины, которая преподается. Основой обучения становится реальный случай или жизненная ситуация, вокруг которых строится работа. Студенты изучают, анализируют ее, а после предлагают выход. Этот метод направлен на обучение учащихся правильно анализировать факты, применять их на практике, аргументированно доносить позицию. Часто в качестве упражнений используются неоднозначные ситуации, которые можно интерпретировать по-разному, например, с точки зрения законного обоснования или медицинских прогнозов по результатам лечения. По рассуждению ученика преподаватель уже понимает, насколько правильно он задействует знания.

Мозговой штурм

Если прошлый метод хорошо работает в группах и индивидуально, то мозговым штурмом лучше всего пользоваться в коллективной работе. За минимальный отрезок времени участникам нужно постараться выдать больше идей, учитывая заданную тему дискуссии. Озвученные идеи фиксируются учениками, а после этого проводится тщательный анализ, чтобы определить лучшее решение по теме. Задача метода: развить креативность, концентрацию на определенной задаче, а также научиться правильно выстраивать взаимодействие с остальными участниками группы.

Интеллект-карты

Для начала участникам представляется концепция или проблема, чтобы они могли увидеть и оценить взаимосвязь между составляющими. Карта выглядит как картинка, в центре которой прописана основная проблема с выходящими ассоциациями или связанными элементами. Тактика выбирается для организации групповой или самостоятельной работы над сложной темой. Во время обучения ученики собирают, анализируют и структурируют полученную информацию.

Ролевые игры

По смоделированной ситуации обучение происходит на своем опыте. Исходя из названия метода, каждому участнику отводится конкретная роль. Учитель придумывает случай и следит за игрой. Участники, учитывая свои роли, должны в итоге найти решение. С помощью ролевой игры удается обработать разные сценарии, проявить навыки. Метод игры внедряется как в дошкольных учреждениях, так и в бизнес-тренингах. Основная задача ролевого метода — перевести теорию на практику.

Тренинги

Коллективное занятие, в ходе которого у участников формируются практические навыки. На изучение темы отводится всего 20-30% от общего времени, остальное занимает решение задач и групповая работа. Тренинг часто находит применение как оптимальный выход для выработки нужного поведения, обработки навыков и умений, необходимых на определенном жизненном этапе.

Коучинг

В рамках этого метода обучения ученик прямо взаимодействует с наставником, в роли которого может быть учитель. Здесь приоритет отдается не общему развитию, а изучению конкретных тем, достижению конкретных целей. Наставник помогает учащемуся находить способы решения, определяет, в каком направлении прослеживаются большие способности, чтобы дальше развиваться в нем.

Погружение

Хорошо работает при изучении языков посредством воздействия на подсознание. Чтобы было влечение обучаться, нужно вызывать желание и заинтересованность делать это. Справедливо утверждение, что для быстрого обучения языка нужно общаться с носителем, больше практиковаться. Сегодня такой метод погружения используется в других областях, когда организуются выездные конференции.

Что выбрать?

Среди огромного количества курсов и методов обучения нет «плохих» или «хороших» — каждый работает по-своему в конкретном образовательном контексте. Нельзя утверждать, что современные тактики показывают себя эффективнее традиционных, а практика лучше работает, чем теория. Существуют ситуации, когда прямое взаимодействие учеников с учебником показывает себя намного эффективнее, чем ролевая игра или проектная работа. Чтобы правильно использовать каждый метод, нужно оценивать заранее их плюсы, минусы, моделируя под каждую ситуацию. Также важно учитывать возраст обучающихся и другие психологические факторы, особенности курса или конкретных материалов. Например, в гуманитарных науках больше возможностей для проведения дискуссий, обсуждений, чем в технических. Чтобы учить людей и развивать командные навыки, больше всего подходит групповая проектная работа с учениками.

Новые методы организации учебно-познавательной деятельности появляются постоянно. Но при их выборе не нужно гнаться за модой, а подбирать приемы, учитывая возраст учащихся, уровень знаний и направление обучения. Любой педагогический инструмент обычно можно доработать и усовершенствовать под свою аудиторию, главное, использовать их осторожно, не жертвовать проверенными техниками в пользу инновационных, которые не прошли опробование на практике.

Поделитесь этой статьей или сохраните себе