Интервью с юристом: что ждет рынок онлайн-образования в 2025 году

месяц назад   •   9 минут на прочтение

Автор Евгений Федоров

Содержимое страницы

За последние годы онлайн-образование стало одной из самых быстрорастущих отраслей, но вместе с ростом пришли и новые вызовы: налоговые проверки, обязательное лицензирование, ужесточение требований к рекламе. Ошибки в договорах, завышенные обещания в маркетинге или работа с самозанятыми без понимания юридических рисков могут обойтись школам в сотни тысяч рублей штрафов. Как адаптироваться к новым правилам и защитить свой бизнес? Об этом мы поговорили с Крестиной Сергеевой, президентом Ассоциации развития онлайн-образования.

Крестина Сергеева
Крестина Сергеева
Президент Ассоциации развития
онлайн-образования

Представление спикера: Крестина Сергеева, президент Ассоциации развития онлайн-образования

В юриспруденции я работаю с 1998 года. За это время мне довелось работать с разными сферами: начиная от классических юридических консультаций и сопровождения образовательных проектов до участия в крупных государственных инициативах, связанных с реформированием системы образования. В определённый момент я осознала, что онлайн-образование развивается стремительно, но правовые механизмы его регулирования не поспевают за этой динамикой. Возникают многочисленные правовые коллизии, владельцы школ сталкиваются с проверками, налоговыми сложностями, проблемами лицензирования. Это подтолкнуло меня к более глубокому изучению этой сферы, и вот уже 9 лет я занимаюсь юридической поддержкой онлайн-образования.

Сайт Ассоциации развития онлайн-образования

Ассоциация была создана в 2023 году, когда рынок онлайн-образования начал испытывать серьёзные проблемы во взаимодействии с государством. На тот момент регуляторы не имели чёткого понимания, что из себя представляет онлайн-обучение, как оно работает, какие методики в нём применяются, и нередко воспринимали этот сектор как нечто неструктурированное. В результате предприниматели сталкивались с рисками — налоговыми претензиями, лицензированием там, где оно на самом деле не требовалось, репутационными атаками. Мы создали ассоциацию, которая могла бы отстаивать интересы образовательных проектов, обеспечивать защиту участников рынка и упрощать юридические процессы. По сути, мы являемся неким мостиком, с помощью которого во-первых, ведутся переговоры между образовательным бизнесом и властью, а во-вторых, обеспечивается связь бизнеса и академической среды — вузов, школ и образовательных центров.

Почему власти обращают особое внимание на инфобизнес и онлайн-образование?

Рост государственного контроля над этой сферой связан, главным образом, с двумя факторами.

Первый — это публичность блогеров, ведущих очевидно очень дорогой образ жизни. Когда инфобизнесмен демонстрирует роскошные автомобили и виллы в Дубае, у многих это вызывает недовольство. И это недовольство, в свою очередь, естественным образом перерастает в регулирование всей сферы.

Второй фактор — это жалобы на психологическое воздействие. В стране фиксируется множество случаев деятельности сект и оккультных практик. А эти вопросы находятся в поле зрения прокуратуры, Следственного Комитета и ФСБ.

Всё это создаёт предпосылки для жёсткого регулирования сферы, и задача нашей ассоциации — сделать так, чтобы новые законы учитывали интересы профессионального сообщества и не привели к разрушению рынка.

Какие изменения в законодательстве за последний год повлияли на рынок онлайн-образования?

Одной из главных перемен стало введение системы налогообложения УСН+5% НДС. Ранее школы, чей оборот приближался к 200 млн рублей, вынуждены были ограничивать рост, чтобы избежать перехода на общий режим налогообложения с 20% НДС. Теперь образовательные проекты с оборотом до 450 млн рублей могут работать по упрощённой системе, что позволяет масштабироваться без резкого увеличения налоговой нагрузки.

Следующее изменение касается обещаний гарантированного результата и эзотерики: планируется ввести запрет на её рекламу, что заставит онлайн-школы в этой сфере пересматривать стратегии продвижения. В первую очередь, это ударит по нишам таро, астрологии и энергопрактик. Кроме того, образовательным продуктам будет законодательно запрещено обещать гарантированный результат, что повлияет на маркетинговые кампании, которые могут ввести пользователя в заблуждение.

Дополнительно усилилось регулирование рекламной деятельности. Блогеры с аудиторией более 10 000 подписчиков теперь обязаны регистрироваться в Роскомнадзоре как средства массовой информации. Онлайн-школам, продвигающим курсы через блогеров, важно учитывать этот момент, так как реклама у незарегистрированного блогера может грозить штрафами до 200 000 рублей.

Главные изменения в законодательстве, повлиявшие на рынок онлайн-образования

Как снизить риск штрафов за завышенные обещания?

Я рекомендую пересмотреть маркетинговую стратегию. Думаю, лидером рынка в 2025 году станет тот, кто найдёт новый триггер для привлечения клиентов, кроме завышенных обещаний. Важно работать с кейсами, отзывами и показывать реальные результаты без манипуляций.

Какие в 2025 году действуют штрафы для онлайн-школ?

С прошлого года возросли штрафы за нарушение законодательства в сфере образования.

Ключевые санкции:

  • До 500 000 рублей за выдачу диплома без лицензии.
  • От 200 000 рублей за нарушение рекламных требований.
  • До 1,5 млн рублей за несоблюдение требований по защите персональных данных.

Чтобы избежать проблем, важно регулярно проводить юридический аудит бизнеса, актуализировать договоры и соблюдать требования по маркировке рекламы.

Какова будет ответственность за некачественное оказание образовательных услуг?

Стоит помнить, что в 70% случаев суд будет на стороне ученика. Если курс некачественный или обещания не соответствуют реальности, могут быть штрафы и возврат.

Чтобы избежать проблем:

  • Грамотно оформляйте возвраты средств.
  • Работайте с недовольными клиентами на ранних этапах.
  • Чётко прописывайте условия в оферте.
Как избежать проблем за некачественное оказание образовательных услуг

Давайте поговорим о каждом пункте подробнее. Как работать с возвратами и недовольными клиентами?

Оперативный возврат средств — наиболее эффективный способ предотвратить конфликт и избежать судебного разбирательства. Но лучше всего выявлять потенциально проблемных учеников как можно раньше: если клиент с недоверием относится к обучению на этапе продаж, предъявляет претензии к документам, стоит обратить на него особое внимание, чтобы предотвратить эскалацию. Не забывайте, что первый недовольный комментарий в общем чате может спровоцировать волну возвратов. Важно оперативно работать с негативными отзывами и предлагать решение до того, как проблема разрастётся.

А если говорить о договорах с учениками, какие ошибки в них самые распространённые?

Первая ошибка — неверные или размытые условия возврата средств. В оферте они должны быть чётко прописаны.

Вторая ошибка — ограничение возврата, если ученик не приступил к обучению в течение двух недель. Гражданский кодекс предусматривает срок до двух месяцев для цифровых продуктов.

Третье — для каждого продукта должна быть отдельная оферта или дополнение к основной.

Четвёртая ошибка — когда указано неточное наименование курса, чтобы избежать споров о его содержании и возвратах. Вопрос качества продукта рассматривается судами через призму заявленных обещаний и фактических результатов ученика.

И последнее — неуказанные условия передачи прав. В договоре следует прописывать права на контент, возможность компенсации, а также запрет на несанкционированное использование материалов курса.

А как защитить онлайн-курсы от копирования?

В последние годы участились случаи незаконного распространения образовательного контента. Чтобы защититься, мы рекомендуем:

  • Оформить ноу-хау — прописать уникальную методику внутри компании.
  • Зарегистрировать товарный знак — это защитит бренд и его элементы.
  • Оформить патент на методики — если школа использует уникальную образовательную технологию.
  • Добавлять юридические оговорки в договоры — четко указывать, что копирование материалов запрещено.
  • Применять технические меры защиты — водяные знаки, ограничение доступа и системы антислива.
  • Можно загружать устаревшие бесплатные версии материалов, чтобы усложнить пиратам поиск актуального контента.

Что нужно учитывать при составлении рекламных договоров в 2025?

Ключевое значение имеет то, состоит ли рекламодатель в государственном реестре. Это основной фактор, который необходимо учитывать при составлении рекламных контрактов — отсутствие рекламодателя в реестре может привести к невозможности законного размещения рекламы и к потенциальным штрафам.

Вся интернет-реклама должна быть маркирована специальным идентификатором, а информация о рекламодателях и местах размещения должна вноситься в систему, управляемую Роскомнадзором.

А можно ли использовать отзывы клиентов в рекламе?

Можно, если получено их явное согласие. Если отзывы публикуются в общем чате, рекомендуется запрашивать разрешение у участников. В большинстве случаев, при положительном опыте обучения, люди соглашаются.

Какие законы готовятся к принятию прямо сейчас?

Инфобизнес в 2025 году ожидают серьёзные перемены. С конца февраля 2025 года в России начнётся обсуждение закона «Об оказании психологической помощи населению». Вот как новый законопроект изменит рынок психологических услуг.

В последние годы в сфере психологии наблюдается значительный рост количества специалистов и образовательных программ. Однако качество подготовки оставляет желать лучшего. Многие эксперты отмечают, что диплом психолога можно получить всего за 250 часов и 15 000 рублей, что приводит к снижению уровня профессиональной подготовки. Из-за низкого качества образования страдает сама профессия. В отличие от коучинга и наставничества, психология является официально признанной профессией, имеющей прямое влияние на психику людей. Поэтому вопрос о регулировании качества подготовки специалистов становится особенно актуальным.

Новый закон ужесточит требования к психологам:

  • Обязательное наличие высшего образования (минимум магистратура).
  • Опыт работы не менее трёх лет.
  • Квалификационный экзамен (по сути, лицензия на деятельность).
Одна из ключевых проблем — требование о высшем образовании. Если оно вступит в силу без переходного периода, 90% работающих психологов не смогут продолжить свою деятельность. Мы планируем добиваться отсрочки этого требования хотя бы на пять лет, чтобы специалисты смогли получить необходимое образование.

Отмечу, что меры, которые планируется принять, давно действуют в Европе, где лицензирование таких специалистов является стандартной практикой.

Изменится ли процесс получения лицензии?

Серьёзных изменений не будет, но чтобы избежать проблем с законом, важно понимать, к какой категории относится ваша деятельность. Если программа обучения в онлайн-школе включает систему контроля знаний, выдачу сертификатов или дипломов, она подлежит обязательному лицензированию. Исключение составляют курсы, относящиеся к категории просвещения и наставничества — они не требуют лицензии, но и пользоваться образовательными льготами они не могут.

Лицензия не только защищает бизнес, но и повышает доверие пользователей. Всё больше студентов выбирают курсы, ориентируясь на наличие лицензии, особенно если речь идёт о дорогостоящих программах с профессиональной подготовкой.

В чём разница между образованием, просвещением и наставничеством с точки зрения закона?

Образование — если у вас есть образовательная программа, учебный план, квалифицированные преподаватели, а содержание курса соответствует профессиональным стандартам, вам необходимо получать лицензию. Например, курс математики для детей — это дополнительное образование.

Просвещение — если вы делитесь личным опытом (например, рассказываете, как родили ребёнка, или объясняете, как заработали деньги), но не ведёте систематическое обучение, это не образование, а информационно-просветительская деятельность.

Наставничество и коучинг рассматриваются как консультации. Если вы ведёте группы без чёткой программы, важно оставаться в рамках консультационной деятельности, не называя её образованием.

В чём разница между образованием, просвещением и наставничеством

Есть юридические нюансы для онлайн-школ. Если организация позиционирует себя как образовательная, она может пользоваться налоговыми льготами, но должна соответствовать законодательным требованиям:

  • Указывать в документах, что это обучение.
  • Давать ученикам возможность оформить налоговый вычет.
  • Работать в рамках образовательного ОКВЭД.

Если же школа занимается просвещением, она должна:

  • Оформлять свою деятельность как информационно-консультационные услуги.
  • Не заявлять, что предоставляет образовательный продукт.
  • Работать без образовательных налоговых льгот, оставаясь в рамках упрощённой системы налогообложения (УСН).

Что можно посоветовать самозанятым специалистам и проектам, в которых они задействованы в 2025 году?

Налоговая система автоматически отслеживает самозанятых, которые получают выплаты от одного заказчика более 25 000 рублей в течение пяти месяцев. В таких случаях запускается проверка на предмет трудовых отношений. Важно об этом помнить. Кроме того, нужно определить, к какой сфере деятельности относится ваша работа. В России пока нет отдельного кода ОКВЭД для наставничества, но система движется в этом направлении.

Школы активно сотрудничают с самозанятыми преподавателями, но при этом важно грамотно оформлять договоры.

Ключевые рекомендации:

  • Помнить, что фиксированная ежемесячная оплата на долгий срок служит основанием для переквалификации сотрудничества в трудовые отношения.
  • Обеспечивать работу самозанятого с разными заказчиками.
  • Формировать оплату исходя из объёма выполненной работы.

На что стоит обратить внимание при выборе юридической компании для сопровождения образовательного бизнеса?

Эффективная работа юридического отдела в онлайн-образовательных проектах невозможна без тесного сотрудничества с бухгалтерией. Важно, чтобы юрист и бухгалтер работали в связке, так как это позволяет оперативно решать налоговые и юридические вопросы. В некоторых юридических компаниях даже создаются собственные бухгалтерские подразделения, что значительно повышает эффективность работы с клиентами. В отличие от традиционного бизнеса, онлайн-образовательные проекты не сталкиваются с НДС, импортом товаров и сложными бухгалтерскими схемами. Однако у них есть собственные нюансы, которые требуют специфической юридической экспертизы.

Общие рекомендации я бы разделила на четыре пункта:

  • Опыт работы юридической компании именно в сфере онлайн-образования.
  • Реальные кейсы (защита школ от штрафов, получение лицензий, выигранные суды).
  • Связка с бухгалтерией (налоговые и юридические вопросы пересекаются).
  • Участие в профессиональных конференциях и экспертных мероприятиях.

Какие вы видите перспективы для рынка онлайн-образования?

Регулирование отрасли становится всё жёстче: государство стремится сделать рынок прозрачным и контролируемым. В ближайшие годы ожидаются новые требования к рекламе, лицензированию и защите персональных данных. Однако параллельно открываются перспективы:

  • Развитие корпоративного обучения.
  • Рост спроса на курсы повышения квалификации.
  • Увеличение международных партнёрств.

Для успешного развития онлайн-школам важно работать в правовом поле, защищать интеллектуальную собственность и адаптироваться к изменениям законодательства. Те, кто смогут найти новые маркетинговые стратегии, соответствующие законодательным требованиям, получат конкурентное преимущество и займут лидирующие позиции на рынке.

Ваши пожелания владельцам онлайн-школ?

Сейчас рынок онлайн-образования как никогда до этого заметен для государства, и важно выстраивать процессы так, чтобы не попадать в юридические риски. Развивайтесь, защищайте свои продукты и работайте в правовом поле!

Поделитесь этой статьей или сохраните себе