Бизнес-модель онлайн-школы

Интернет изменил жизнь во многих отношениях. Это коснулось сферы образования. Онлайн-школы стали доступны не только ученикам, но взрослым, желающим получить новые знания или навыки. Поэтому создание онлайн-школы — способ стать предпринимателем и получить неплохой доход. Чтобы открыть такой бизнес, нужно заранее разработать пошаговый план.

В статье мы рассмотрим, зачем нужен бизнес-план, приведем примеры, рассчитаем финансовые показатели.

Зачем нужен бизнес-план

Бизнес-план — это документ, который описывает аспекты создания и развития бизнеса, включая цели, стратегию, структуру, организацию. Дополнительно в бизнес-плане можно прописывать информацию об услугах, продуктах, потенциальном рынке, финансовые прогнозы или планы действий.

Такой план разрабатывается перед стартом бизнеса или при его расширении. Он помогает предпринимателям определить, насколько успешным может быть их компания, сколько потребуется времени, ресурсов для его запуска.

Онлайн-школы нуждаются в хорошо разработанном бизнес-плане. Он определяет ключевые факторы, такие как стартовые расходы, источники дохода, платежеспособность рынка и потенциальную прибыльность проекта.

Структура может меняться в зависимости от задачи. Например, привычный вариант:

  1. Титульный лист.
  2. Резюме.
  3. Анализ рынка.
  4. Маркетинговый план.
  5. План производства.
  6. Финансовый план.
  7. Анализ рисков.

Без хорошего бизнес-плана компания столкнется с финансовыми трудностями или неудачами. Разработка действий в случае форс-мажоров позволяет определить стратегию продвижения и маркетинга, узнать свою целевую аудиторию.

Бизнес-план онлайн-школы отвечает на множество вопросов, которые возникают у предпринимателя. Вот некоторые из них:

  1. Что является основной идеей моего бизнеса, как он будет работать?
  2. Кто будет моей целевой аудиторией, как я буду привлекать новых клиентов?
  3. Кто является моими конкурентами, как я смогу выделиться среди них?
  4. Какие финансовые прогнозы и какие ресурсы мне понадобятся для запуска?
  5. Какие риски или возможности могут возникнуть на рынке, как я буду реагировать на них?
  6. Как я буду оценивать успех своего бизнеса, какие метрики будут использоваться для отслеживания его развития?

Ответы помогают предпринимателю получить представление о бизнесе, рассмотреть варианты продвижения и принимать решения. Это снижает риски за счет планирования деятельности.

Как составить бизнес-план для онлайн-школы

При составлении бизнес-плана учитывается, для какой цели он нужен. У банков, инвесторов и учредителей коммерческих грантов свои требования к формату или содержанию бизнес-плана. Рассмотрим, какие шаги нужно предпринять.

Шаг 1: Определите свои цели и задачи

Первый основополагающий шаг — определение целей, задач. В начале пути нужно ответить на следующие вопросы:

  • Что вы хотите достичь с помощью своей онлайн-школы? Какую проблему она будет решать?
  • Какую аудиторию вы хотите привлечь? Какой возрастной группе и какому уровню знаний будет предназначаться программа?
  • Какие курсы и программы вы будете предлагать? Какой формат обучения будет использоваться?

Ответы на эти вопросы помогают с определением целей проекта.

Шаг 2: Исследуйте рынок

После ответов на вопрос пора провести исследование рынка. То есть, нужно определить, кто считается конкурентами, какие курсы они предлагают, какие цены у них. Дополнительно можно провести оценку спроса на курсы и программы.

Для этого используют разные источники. Например, анализ интернет-статистики, проведение опросов среди целевой аудитории, участие в профильных конференциях и т.д. На первых этапах исследование будет выглядеть, например, так:

Конкуренты

Цена за курс, руб

Количество курсов

Среднее количество студентов на курсе

Общее количество студентов

Конкурент A

1000

5

100

500

Конкурент B

1500

3

75

225

Конкурент C

2000

2

50

100

Эти данные определят оптимальное количество курсов, среднее количество студентов на курсе и студентов, которых можно привлечь в онлайн-школу.

Шаг 3: Определите свою уникальность

На этапе исследования важно понять, в чем преимущества и недостатки онлайн-школы. Из этого будет складываться уникальность. Она точечно привлечет нужных покупателей или подписчиков.

Шаг 4: Разработайте стратегию продвижения

После определения уникальности и исследования рынка, происходит разработка стратегии продвижения проекта. Для этого подбирают каналы продвижения: социальные сети, контекстная реклама, SEO и т.д.

Уже на этом этапе закладывают примерный бюджет. К разработке стратегии важно подойти внимательно: от этого будут зависеть расходы онлайн-школы. В первую очередь определяют KPI, ключевые показатели эффективности. Они помогают отслеживать результаты вашей стратегии продвижения.

Канал продвижения

Описание

Оценка эффективности

Социальные сети

Реклама в социальных сетях, публикации на страницах

8 из 10

Email-маркетинг

Рассылка email-писем со скидками, новостями и предложениями

6 из 10

Блог

Публикация статей на блоге о темах, связанных с обучением

7 из 10

Партнерство

Сотрудничество с сайтами, блогерами инфлюенсерами 

9 из 10

Шаг 5: Составьте финансовый план

Финансовый план — важный этап при составлении плана. Здесь определяют, какие расходы ждут компанию, сколько понадобится на разработку и продвижение вашей онлайн-школы. Многие прописывают информацию о доходе, который планируют получать после запуска.

Важно оценить, сколько учеников нужно получить, чтобы выйти на точку безубыточности, и сколько времени это займет.

Шаг 6: Составьте план действий

Наконец, после того, предприниматели провели исследование рынка, определили цели и задачи, разработали стратегию продвижения и составили финансовый план, можно переходить к плану действий.

Здесь шаги будут зависеть от планов по реализации бизнес-плана. Лучше всего составить конкретный план по созданию курсов и программ обучения. Далее нужно включить разработку сайтов и программного обеспечения, информацию о продвижении онлайн-школы или привлечению учеников.

Пример бизнес-плана

Рассмотрим, как может выглядеть план по открытию бизнеса. В качестве примера возьмем школу по подготовке к ЕГЭ. Что будет включать в себя такой план:

Цели и задачи

Основная цель онлайн-школы — помощь ученикам в подготовке к ЕГЭ, а также улучшить их успеваемость. Значит, главные задачи компании определяем так:

  • предоставление качественного образования по предметам, которые входят в программу ЕГЭ;
  • подготовка учеников к сдаче экзамена на высокий балл;
  • расширение географии обучения и увеличение числа учеников, которые могут получить качественное образование.

Подробное описание бизнеса

Здесь расписывают основную информацию о компании, ее описание и целевую аудиторию онлайн-школы:

  1. Название: «ЕГЭ-Про»;
  2. Описание: школа помогает ученикам с качественной подготовкой к ЕГЭ по всем предметам, включая математику, русский язык, иностранные языки, физику, химию, биологию, т.д. Ученики получают доступ к обучающим материалам, видеолекциям, тестам, заданиям, а также могут задавать вопросы. Их не бросят ни на одном из этапов — ученики будут получать помощь от преподавателей.
  3. Целевая аудитория: учащиеся 10-11 классов, которые готовятся к ЕГЭ и хотят получить подготовку в удобное время. Родители учеников, которые беспокоятся за обучение детей или заинтересованы в успехе своих детей.

Маркетинговая стратегия

После определения аудитории переходим к разработке маркетинговой стратегии:

  • реклама в социальных сетях с помощью таргетированной рекламы и рекламных постов;
  • создание сайта, оптимизированного под SEO, для привлечения новых учеников через поисковые запросы;
  • проведение бесплатных вебинаров или презентаций.

Финансовый план

Составляем финансовый план. Все суммы рассчитываются примерно — на первых этапах суммы могут отличаться от тех, которые прописываем в бизнес-плане. Как рассчитываем:

  1. Стоимость одного курса составляет 30 000 рублей.
  2. Ожидаемое количество учеников на первый год работы — 200 человек.
  3. Годовой оборот: 6 миллионов рублей.
  4. Затраты на рекламу, маркетинг: 500 000 рублей.
  5. Затраты на разработку и поддержку сайта: 200 000 рублей.
  6. Затраты на оплату труда преподавателей: 3 миллиона рублей.
  7. Затраты на административные расходы: 500 000 рублей.
  8. Ожидаемая прибыль на первый год работы: 2.8 миллиона рублей.

Вырученные средства идут на разработку программы обучения, создание сайта, подготовку и обучение преподавателей, закупку необходимого оборудования иди рекламные мероприятия.

Финансовый расчет для онлайн-школы

Финансовая модель — важнейший инструмент для оценки финансового состояния бизнеса и принятия правильных управленческих решений. Она прогнозирует потоки денежных средств, доходы, прибыль. Финансовая модель помогает оценить изменения на рынке или внутри компании. А также рассматривает, как это повлияет на финансовое состояние.

Такая модель нужна для контроля финансовой стороны проекта. Это особенно важно для онлайн-школ, где конкуренция становится более ожесточенной.

Финансовые расчеты помогают с 2 основными цели:

  • запуск проекта, когда у эксперта есть бизнес-идея, но нет опыта работы в данной сфере;
  • планирование роста и определения узких мест в уже работающем проекте.

Но при составлении важно учитывать цель ее составления и бюджет запуска. Все показатели и пункты, которые прописываются в документе, должны быть адаптированы к старту и целям запуска продукта.

Рассмотрим несколько ключевых финансовых показателей для онлайн-школы и как их рассчитать.

Расходы на создание и запуск онлайн-школы

Первоначальные расходы на создание образовательного продукта зависят от масштаба проекта. Классически в финрасчет включают расходы на:

  • разработку курсов или материалов обучения;
  • приобретение программ и оборудования для онлайн-обучения;
  • настройку платформы для обучения;
  • запуск маркетинговых кампаний для привлечения учеников.

Прогнозируемые доходы

Прогнозирование доходов — сложная задача, особенно для новой онлайн-школы. Но есть несколько способов определить ожидаемые доходы в будущем:

  1. Определить цены на курсы. Важно посчитать сколько учеников привлечены и как часто они будут оплачивать обучение. Для получения ожидаемой годовой выручки умножаем эти цифры.
  2. Объема спроса. В этом случае исследуем рынок, пытаясь понять, сколько человек заинтересованы в подготовке к ЕГЭ и готовы оплачивать онлайн-обучение.

Расходы на содержание школы

Расходы на содержание школы включают в себя оплату преподавателей, поддержку технической инфраструктуры, поддержку сайта и платформы для обучения, а также рекламные расходы. Например, можно создать полноценный образовательный проект на базе площадки SkillSpace, где есть личный кабинет для учеников, аналитики в одном месте и возможность работы с расчетами.

Пример финансового расчета

Предположим, что запускаем онлайн-школу по изучению иностранных языков. Рассчитаем следующие финансовые показатели на первые три года работы:

  1. Выручка. Предположим, что стоимость обучения на курсе составляет 30 000 рублей. Мы планируем привлечь 100 студентов в год на первый курс и постепенно увеличивать число студентов на 10% в год. Так в первый год прогнозируем выручку в размере 3 000 000 рублей, на второй год — 3 300 000 рублей и на третий — 3 630 000 рублей.
  2. Продажи. Предположим, что на первый год затраты на рекламу — 1 000 000 рублей. На оплату труда закладываем 2 000 000 рублей. Так что продажи на первый год составляют 3 000 000 рублей.
  3. Прибыль. Если переменные затраты на обучение — 15 000 рублей на студента, а постоянные затраты на содержание проекта — 1 000 000 рублей в год, то в первый год ожидается прибыль в размере 1 000 000 рублей.

Также можем рассмотреть примерные расходы:

  • обучающий контент: 50 000 рублей, если контент будет заранее;
  • маркетинговые расходы: 150 000 рублей;
  • аренда облачных сервисов: 30 000 рублей;
  • зарплата для одного преподавателя: 60 000 рублей за 3 месяца.

Всего наши расходы составляют 290 000 рублей.

Конечно, это всего лишь пример расчета, и на практике в бизнес-плане нужно учитывать, например, налоги, комиссии платежных систем, затраты на администрирование и многое другое. Но мы с вами рассмотрели базу того, как можно рассчитать основные финансовые показатели онлайн-школы.

Заключение

Разработка бизнес-плана — важный этап при запуске онлайн-школы. Он помогает прогнозировать или контролировать финансовые показатели, определять точки роста и узкие горлышки, а также минимизировать риски.

Приведенные выше примеры расчета показателей позволяют понять, как можно оценить затраты и ожидаемую прибыль в онлайн-образовании.