Топ-3 лучшие платформы для адаптации персонала: зачем они нужны и как организовать онбординг
TalentTech проводили исследование о процессе адаптации сотрудников в российских компаниях и выяснили, что 22% работников вообще не понимали в первый месяц, зачем их наняли. 52% людей не знали своих целей на испытательный период, а 28% сотрудников разочаровывались в компании и увольнялись в первые месяцы работы хотя бы раз в жизни. Только у 30% опрошенных был онбординг — он и помог адаптироваться новым сотрудникам в незнакомой обстановке. Зачем он нужен, и как его организовать, — расскажем в этой статье.
Зачем нужна адаптация персонала
На поиск персонала уходит много времени и денег. Особенно это заметно, если позиция сложная — например, нужен iOS-разработчик с опытом работы от пяти лет. Когда вы нашли нужного сотрудника, главная задача в первые месяцы — понравиться ему и удержать. Иначе он может написать заявление на увольнение после первого месяца работы и придется заново искать сотрудника и тратить средства, которые зачастую ограничены.
Когда нет адаптации или она плохо организована, новый сотрудник может быть не вовлечен в работу, быстро выгорит или даже уволится в первые месяцы работы. Ещё многие люди боятся, что придут в компанию и не найдут общий язык с коллегами и руководителем, не получат зарплату, не поймут, как пользоваться инструментами для работы. Некоторых беспокоит даже, что они неправильно оденутся в офис или не найдут свой кабинет. Процесс адаптации нужен, чтобы помочь человеку. Также качественный онбординг поможет:
- произвести хорошее первое впечатление;
- упростить жизнь новым сотрудникам;
- снизить текучесть кадров;
- улучшить HR-бренд компании;
- уменьшить количество бумажной работы;
- повысить продуктивность сотрудников.
Как организовать онбординг
Если это первый опыт, могут возникнуть проблемы при создании программы адаптации персонала. Например, у вас может быть много информации о компании, сотрудниках и процессах, но вся она разбросана по разным каналам. Это очень неудобно, особенно если мало времени для ознакомления с ней. Поэтому высока важность автоматизации подбора персонала: когда все материалы и инструменты для первоначального знакомства доступны в одном месте. Обычно это специальные HR-платформы — их мы рассмотрим ниже.
Для адаптации можно использовать:
- приветственное письмо или видео;
- общение один на один с менеджером или руководителем проекта;
- приветственные встречи с коллективом;
- приветственный курс-обучение в игровом формате;
- чек-листы по задачам и целям на первый месяц работы;
- инструкции от отдела кадров;
- видео и инструкции для обучения работе с продуктами и услугами предприятия.
Ещё сотрудник должен понимать, какие у него цели и задачи на испытательный период. А HR-специалист должен собирать обратную связь, чтобы понимать, что ещё нужно объяснить новому коллеге и узнать, комфортно ли ему в коллективе.
Платформы для адаптации персонала
Ниже рассмотрим несколько площадок, которые помогут в автоматизации процесса и упростят адаптацию персонала.
Skillspace
Это удобная платформа для онлайн-обучения. Можно собрать все материалы для обучения в одном месте. После прохождения каждого курса можно проверить как сотрудник освоил знания с помощью тестов.
Достоинства Skillspace как платформы для адаптации персонала:
- Можно обучаться с любого смартфона и в браузере;
- На площадку одновременно можно добавить безграничное количество людей;
- Можно загрузить безграничное количество учебных материалов;
- Для обучения можно использовать лекции, видео, аудио, вебинары, составлять задания в конструкторе;
- Можно общаться с сотрудниками прямо в Skillspace, а не переходить в мессенджеры.
Обучающую платформу можно оформить в стилистике бренда компании.
МояКоманда
Платформа для управления персоналом, которую можно использовать, начиная с рекрутинга сотрудников до индивидуального обучения. В сервис встроено 25 инструментов для создания эффективной команды. Здесь можно автоматизировать подбор персонала, помочь новым сотрудникам адаптироваться, оценивать и развивать таланты, обучать коллег, давать им обратную связь и пр.
Достоинства как платформы для онбординга:
- Можно создавать разные цепочки задач для онбординга сотрудников из разных отделов. Есть возможность установить сроки для выполнения задач.
- Можно назначать и проводить встречи с персоналом один на один и фиксировать информацию с созвонов в одном месте.
- У каждого сотрудника есть свой профиль, в котором можно отслеживать прогресс по адаптации. Там можно посмотреть историю задач и звонков и провести опрос.
- Можно собирать все данные по найму, увольнениям и онбордингам в единую аналитику и делать на ее основе выводы.
Также сервис поможет, если сотрудник не подходит компании или он не хочет здесь работать. Кроме онбординга можно настроить офбординг. Для этого есть возможность exit-интервью, где можно узнать, почему коллега уходит. Здесь же можно оформить бумаги для увольнения.
Поток
Это мобильное приложение для адаптации в формате игры. Это управляемый квест, который даст ответы на большинство вопросов новых сотрудников. Чтобы использовать его, нужно создать обучающие материалы и загрузить в систему.
Преимущества приложения:
- Можно автоматически отправлять ссылку на онбординг после принятия оффера.
- Можно составлять план обучения самостоятельно или пользоваться готовыми шаблонами.
- Есть возможность проводить мини-опросы, чтобы собирать быструю обратную связь.
- Система присылает уведомления HR о важных обновлениях и новостях. Например, что сотрудник прошел обучение или пора готовить рабочее место.
- Можно создавать отчеты об успеваемости.
- Есть возможность обучать наставников, чтобы они помогали новичкам осваиваться на рабочем месте.
Коротко о главном
Онбординг или адаптация сотрудников — важная часть сотрудничества как для нового работника, так и для компании. Сотрудник может закрыть пробелы в знаниях и быть более уверенным в новом рабочем месте. Компания покажет, что заботится о своих работниках и повысит лояльность к себе.
Для упрощения адаптации в компании можно использовать специальные программные продукты. Их довольно много, но они похожи друг на друга. Самое основное что должно быть на таких платформах:
- Возможность загружать собственную информацию в разных форматах.
- Простой и понятный интерфейс.
- Доступность платформы на любых устройствах.
- Возможность собирать обратную связь.