Как открыть онлайн-школу: пошаговая инструкция
Банк «Точка» и GetCourse выяснили, что среднемесячный оборот онлайн-школ в 2023 году вырос примерно на 29% по сравнению с прошлым годом. И в целом, с каждым годом, онлайн-образование становится всё популярнее. Люди уже привыкли учиться через интернет и постоянно покупают курсы, чтобы узнать что-то новое. Поэтому всё ещё не поздно создать собственную онлайн-школу. Рассказываем, как открыть онлайн-школу бесплатно или с минимальными вложениями в пошаговой инструкции.
Выберите нишу
Лучше исходить из темы, в которой вы хорошо разбираетесь, а ещё лучше — имеете практический опыт.
Если нет такой темы или вы не знаете, как свой опыт адаптировать в курсы, обратитесь к статистике. Сейчас популярны IT-курсы, по теме психологии, здоровья, бизнеса. IT-занятия обычно длительные — от 6 до 12 месяцев. У них сложная структура, нужны практические занятия и наставники. Здесь тяжело справиться без большой команды, в которую входят эксперты в теме, которую вы выбрали, методисты, преподаватели и кураторы, которые помогут студентам с организационными вопросами.
Если вы создаете целую онлайн-школу, выбирайте одну, но довольно широкую тему. Это нужно, чтобы была возможность создать несколько курсов в одной нише. То есть, если у вас художественная школа онлайн, вы можете создать курсы: графика, рисование акварелью, digital-рисунок и пр.
Проанализируйте целевую аудиторию
Целевая аудитория — это люди, которые потенциально могут заинтересоваться вашими курсами. Составьте портреты людей, которые готовы купить их: возраст, пол, место работы, средняя зарплата, интересы. Это нужно, чтобы понимать, какая должна быть структура, каким языком объяснять материалы. В дальнейшем знание ЦА пригодится, чтобы найти своих клиентов.
Выберите формат обучения
Это могут быть видеолекции, статьи, вебинары, практические занятия или всё вместе. Самое простое решение — это лекции с вопросами и практическими заданиями в конце. Но это довольно устаревшее решение и многим студентам будет скучно так учиться. Им нужна интерактивность, игровой формат или хотя бы видео — они лучше удерживают внимание.
Также определитесь, будут ли на курсах наставники, кураторы, как с ними можно будет взаимодействовать. Есть школы, где студенты получают только теоретические знания и практические задания для самопроверки. А есть школы, где обучение построено как в школе: можно всегда обратиться к преподавателю, если что-то непонятно, а все домашние и практические задания проверяют.
Выберите площадку для обучения
Если ваше обучение проходит в текстовом формате, вам практически ничего не нужно: лендинг для рекламы, телеграм-чат или электронная почта. Всё взаимодействие можно проводить в таком формате.
Но более удобно и серьезно, если все материалы доступны на единой площадке, там же есть тесты для проверки знаний и там же можно общаться с преподавателем. Например, одна из таких площадок — Skillspace. Здесь можно загружать учебные материалы в любом формате, создавать тесты и домашние задания и проверять их, общаться один на один и в групповом чате. Это интуитивно понятная, но очень полезная платформа для тех, кто хочет создать свою онлайн-школу.
Видеоуроки можно публиковать на YouTube и выдавать доступ по ссылке. Вебинары можно проводить, например, в Zoom. Для интерактивных заданий можно использовать Miro. Но учитывайте, что когда обучающие материалы находятся в разных местах, внимание учеников рассеивается. И, вместо того, чтобы учиться, они ищут, где находится очередной урок или задание. Поэтому лучше, если и теория, и практика, и общение проходят на единой площадке.
Подготовьте учебные материалы
Наймите опытного методиста, найдите экспертов по теме курса, желательно чтобы это были практики. Вместе на основе уже собранной информации о целевой аудитории составьте структуру курсов, а затем наполните их теорией и практическими занятиями. Ещё хорошо протестировать готовые уроки на фокус-группе — людях, которые бесплатно пройдут их и помогут улучшить.
Учитывайте, что знания из коротких видео по 10 минут усваиваются намного лучше, чем из часовых видео. Также важно, чтобы текст сопровождали графики, схемы, инфографики, таблицы — они тоже лучше помогают запоминать информацию. Для проверки знаний обязательно нужны хотя бы тесты.
Подумайте, как будет организована проверка практических заданий. Вероятно, вам понадобится отдельный человек, который будет их проверять и оставлять комментарии. Некоторые задания, у которых может быть единственно правильный ответ, некоторые системы для обучения могут проверять автоматически. Такой формат проверок подходит, например, при написании кода. Ещё можно предложить формат ревью: когда один студент проверяет решения другого студента.
Подготовьтесь к продвижению
Создайте сайт: выделите для каждого курса отдельную страницу, а на главной расскажите о своей школе, какие направления у вас есть, разместите информацию об акциях.
Добавьте кнопку для записи, кнопку оплаты, если пользователь может сразу получить доступ к нему.
Определитесь, по какой системе вы хотите продавать курсы. Некоторые онлайн-школы сначала предлагают бесплатные вебинары или бесплатные интенсивы, чтобы потенциальные студенты могли познакомиться со курсом, программой, вами. Так шансов продать больше, но нужно создавать дополнительный контент. Есть школы, которые предлагают пройти несколько курсов бесплатно, а за остальные платить, если предыдущие понравились. А можно попробовать продавать без бесплатных и пробных занятий. Но тогда нужно составить продающий текст, после прочтения которого захочется купить курс.
Продвигать сайт лучше с помощью контекстной и таргетированной рекламы — так первых клиентов можно получить с первого дня. Для продвижения в будущем также полезны SEO и email-рассылки.
Коротко о главном
Открывайте бизнес, связанный с курсами, на знакомую вам тему или на тему, которая вам интересна и востребована у людей. Наймите методистов, экспертов по теме. Подумайте, как организовать курс так, чтобы он был максимально полезен, захватывал внимание. Для этого используйте разные инструменты: видео, тексты, инфографику, практические задания, интерактивные задачи.
Для онлайн-школы можно создать собственную платформу для обучения. Но есть удобные готовые варианты, например, Skillspace. На таких площадках уже есть все инструменты для обучения — остается лишь загрузить свой контент.